Легендарный бронепалубный крейсер "Варяг" был спущен на воду 115 лет назад.
Крейсер, построенный по заказу Российской империи на судостроительной верфи "Уильям Крамп и сыновья" в Филадельфии (США), сошел со стапелей филадельфийских доков 31 октября (19 октября по старому стилю) 1899 года. Свое название корабль получил в честь одноименного парусно-винтового корвета, участника американской экспедиции 1863 года.
По техническим характеристикам "Варяг" не имел себе равных: оснащенный мощным пушечным и торпедным вооружением, он был к тому же и самым быстроходным крейсером России. Кроме того, "Варяг" был телефонизирован, электрифицирован, укомплектован радиостанцией и паровыми котлами новейшей модификации.
После испытаний в 1901 году корабль был представлен петербуржцам.
В мае 1901 года крейсер был срочно отправлен на Дальний Восток для усиления эскадры Тихого океана. В феврале 1902 года крейсер отдал якорь на рейде Порт-Артура. С этого момента началась его служба в составе эскадры. В декабре 1903 года крейсер был направлен в нейтральный корейский порт Чемульпо.
Ночью 9 февраля (27 января по ст. ст.) 1904 года, в первый день русско-японской войны (1904-1905), длившейся 588 дней, крейсер "Варяг" и канонерская лодка "Кореец", находившиеся в корейской бухте Чемульпо, были блокированы японской эскадрой.
Экипажи кораблей, пытаясь прорваться из Чемульпо в Порт-Артур, вступили в неравный бой у острова Йодольми в Желтом море с японской эскадрой, в составе которой было шесть крейсеров и восемь миноносцев.
Всего за время сражения экипаж крейсера "Варяг" выпустил более 1,1 тысячи снарядов, потопил японский миноносец и вывел из строя два крейсера противника.
Но и сам "Варяг" к концу боя практически полностью исчерпал свои боевые возможности к сопротивлению из-за больших потерь в личном составе и многочисленных серьезных повреждений. Согласно официальному документу (санитарному отчету за войну), потери крейсера составили 130 человек – 33 убитых и 97 раненых. "Кореец" не получил никаких повреждений и не имел потерь в экипаже.
Неравный бой длился 50 минут. Не сумев прорваться, корабли вернулись в порт Чемульпо, где получили от японцев ультиматум сдаться в плен. Русские моряки отвергли его. По решению офицерского совета во избежание захвата японцами "Варяг" был затоплен, а "Кореец" взорван. Этот подвиг стал символом мужества и отваги русских моряков.
На следующий день после легендарного боя вся мировая общественность сразу заговорила о беззаветной храбрости русских моряков. Были выпущены десятки красочных альбомов, картин, книг, памятных медалей и открыток с портретами командиров и изображениями "Варяга" и "Корейца". Появилась знаменитая песня "Памяти "Варяга". Стихи были написаны австрийским поэтом Рудольфом Грейнцем, переведены Евгенией Студенской, а положил их на музыку воспитанник Астраханского гренадерского полка Алексей Турищев. После легендарного боя в бухте Чемульпо "Варяг" пролежал на дне Желтого моря больше года. Только в 1905 году затонувшее судно было поднято со дна моря, отремонтировано и введено в состав Императорского флота Японии под именем "Соя". Более 10 лет легендарный корабль служил учебным судном для японских моряков, однако из уважения к его героическому прошлому японцы сохранили надпись на корме – "Варяг".
В 1916 году Россия приобрела у своей уже союзницы Японии бывшие русские боевые корабли "Пересвет", "Полтава" и "Варяг". После выплаты четырех миллионов йен "Варяг" был восторженно встречен во Владивостоке и 9 апреля (27 марта по ст. ст.) 1916 года на крейсере был вновь поднят Андреевский флаг.
В 1947 году был снят художественный фильм "Крейсер "Варяг", а 8 февраля 1954 года, в канун 50-летия подвига "Варяга", в Москве состоялся торжественный вечер с участием ветеранов битвы при Чемульпо, где от имени советского правительства героям-"варяжцам" были вручены медали "За отвагу". Юбилейные торжества проходили во многих городах страны.