Виталий Чуясов, Sputnik
Российский рубль по отношению к белорусскому опустился ниже "психологической" отметки в 200 белорусских рублей, в годовом исчислении девальвация российской валюты к белорусской составила 30%. Это обстоятельство сделало крупные покупки в России чрезвычайно привлекательными для белорусов. Речь идет, прежде всего, об автомобилях, дорогостоящих турах, мебели и крупной бытовой технике.
Очень выгодно
Sputnik промониторил предложения российских и белорусских автосалонов: в зависимости от модели разбежка цен составила от 30-80%. Так, автомобиль бюджетной категории Lada Granta официальные российские дилеры "АвтоВАЗ" предлагают в пересчете на доллары от 4,5 тысяч до 5,5 тысяч в зависимости от комплектации. Официальный белорусский дилер эту же модель — за 94 миллионов белорусских рублей, или 8,7 тысяч долларов в пересчете по курсу Национального банка. На люксовые модели иностранного производства выгода покупки в России может составлять десятки тысяч долларов.
Отчасти такое положение дел объясняется ценовой политикой автоконцернов, которые либо отложили повышение цен до начала 2015 года ("АвтоВАЗ"), либо повысили их на 3-10% (Volkswagen, Renault, Daimler, BMW).
Мошенники были и до девальвации
Белорусское автомобильное лобби озабочено сложившейся ситуацией и по мере ослабления курса российского рубля проводит пиар-кампанию, направленную на запугивание белорусских покупателей, которые задумываются о приобретении нового автомобиля в России. В Интернет вбрасываются истории покупателей, ставших жертвами обмана в российских автосалонах: мошеннические схемы связаны с заключением предварительных договоров на кабальных условиях, задержками в предоставлении автомобиля и оформлении паспорта транспортного средства, требованием оплаты дополнительных услуг. Это не является чем-то новым — жуликов на автомобильном рынке хватало и до девальвации.
Чтобы избежать проблем при покупке автомобиля в России, белорусским гражданам, как и прежде, следует ориентироваться на цены, предлагаемые официальными дилерами (их списки есть на сайтах автопроизводителей), и внимательно читать договор.
Риски есть всегда, но есть и источники их покрытия
В то же время в России действует система обязательного страхования ответственности туристических компаний перед своими клиентами. В России ведется Единый федеральный реестр туроператоров, в котором содержатся в том числе и данные о размере страховых фондов турфирм. В случае возникновения форс-мажорной ситуации туристы вправе обратиться в соответствующие страховые компании для покрытия убытков.
Кстати, белорусские туристические компании урегулируют свои отношения с недовольными клиентами только в досудебном порядке или в суде, а механизм обязательного страхования ответственности туроператоров в Беларуси предполагается ввести не ранее 2015 года.
В Смоленск туда и обратно
Наименее рискованными являются покупки белорусами в России бытовой техники, электроники, мебели. В связи с девальвацией российского рубля смоленское направление, по оценкам экспертов, сможет составить серьезную конкуренцию вильнюсскому и белостокскому, которые на протяжении последних лет пользовались у белорусов популярностью по предновогоднему шопингу.