МИНСК 18 дек — Sputnik. Российские компании в связи с резким обесцениванием рубля и снижением спроса на импортные товары сокращают закупки за рубежом. Падение курса рубля скажется и на туризме, уверены представители российского бизнеса в Греции.
"Российские компании, работающие в Греции с тем скудным ассортиментом продовольствия, которое осталось вне списка эмбарго, они все сейчас в большом шоке, потому что на них все это сильно отразилось. Они очень большие трудности испытывают. Товар покупается в Европе, а продается в России, где цены в полтора раза выросли. Все сказывается и на потребительском спросе, особенно это касается продуктов питания из-за рубежа. Все очень не просто", — сказала РИА Новости генеральный директор Греко-Российской торговой палаты Елена Кондратова, комментируя ситуацию с обесцениванием российской валюты.
В список товаров, импорт которых Россия запретила в ответ на санкции ЕС, не попали оливки, масло, вино, некоторые кондитерские изделия.
Кондратова уверена, что ситуация на валютном рынке скажется на туризме. "Все это на туризме очень сильно отразится. Покупательская способность людей все-таки снижается и они предпочтут поехать отдохнуть на внутреннем рынке, поездка за рубеж будет дорогая. Этого еще не видно, пока зима и путевки не покупали. Но я думаю, это сильно отразится. Я боюсь, что на потоке туристов рост курса евро, помимо всех тех явлений, которые с прошлого года были, тоже очень сильно скажется", — сказала гендиректор торговой палаты.
По ее словам, если уже и ближайшие соседи России не хотят продавать товары за рубли и хотят перевести торговлю на твердую валюту, то что уж говорить про всех итальянские, греческие компании.
"Статистики пока нет, но судя по разговорам, люди уже страдают. А если какие-то компании разорятся, то это плохо скажется и на других", — заметила она.
Представитель компании "Макар&Co" в Греции Елена Калинина заявила, что хотя торговля не прекращается, но радикально снижается из-за снижения потребительского спроса. Компания занимается торговлей в России широким ассортиментом продуктов питания российских и зарубежных производителей.
"На компании курс рубля сказался, конечно, очень плохо. У нас было два экспортных груза в те дни, которые оказались критическими для роста курса. Машина едет из Греции в Россию девять дней. Машина ушла отсюда, когда евро был еще по 51 рублю, и приехала в Россию, когда евро был уже 67", — сказала Калинина.
"Это сказывается не только на нас, но и на наших потребителях. Продукция, которая, условно говоря, приходила в Россию за пять рублей, в данный момент, согласно курсу, приходит за десять рублей", — добавила она.
По ее словам, она пока не видит способов подстраховаться от убытков. "Единственная страховка — это прикрыть или снизить импорт продукции из стран Евросоюза. Вот и все. На данный момент торговля не прекращается, во всяком случае нами, но радикально снижается. И не потому, что мы не можем поставить эту продукцию, а потому, что очень серьезно снизились потребительские способности", — сказала представитель компании.
"Ассортимент, который мы возили до сегодняшнего дня, компания решила не расширять, хотя это было возможно. Та же самая Греция полна продукции, которая могла бы иметь и имеет спрос на российском рынке. В настоящий момент мы начинаем сокращать те позиции, которые не первой необходимости, например, сладости, и не вводим новые позиции, которые собирались вводить — прохладительные напитки, соки. Они в данный момент не рентабельны и никоим образом не смогут выйти на российский рынок", — сказала Калинина.
"В канун Нового года вся продукция такого сегмента пользуется спросом. На Новый год все раскошеливаются, покупают детям, в подарки то, что не могут себе позволить потребители в течение года. Те же самые оливки, культуры потребления которых до сих пор нет у российского жителя, на новогоднем столе обязательно присутствуют", — сказала Калинина.
Она заметила, что вся продукция, которую должны были завезти под Новый год, уже доставлена. "Кризис начинается с этого момента и впредь, а закупки на предпраздничный период были сделаны еще в октябре-ноябре, то есть в начале роста курса евро", — сказала Калинина.
"Проблема еще в том, что сети, с которыми мы сотрудничаем, не хотят поднимать цены, дабы это не сказалось на их репутации, а не поднимать их невозможно. И на освободившихся полках в России зачастую пишут, что это по вине поставщиков, хотя это по вине самих сетей, которые еще не могут работать по новым ценам", — сообщила представитель компании.
Тем не менее настроена она оптимистично. "Мы, русский народ, живучий и терпения у нас не отнимать. Мы пережили кризисы и 2008 года, и 1998 года. Трудно, конечно, но будем смотреть с оптимизмом вперед. Кризис не только убивает, он и рождает новое", — сказала Калинина.