Ольга Савицкая, Sputnik
На сцене Большого театра Беларуси в феврале будет представлена премьера балета "Кто я?", постановку которого осуществляют ведущие мастера белорусского театра оперы и балета Константин Кузнецов и Юлия Дятко. Премьера будет приурочена к празднованию юбилея белорусского композитора Сергея Альбертовича Кортеса.
Константин: Когда нам предложили осуществить постановку балета "Последний инка" Сергея Альбертовича Кортеса, мы с Юлей загорелись идеей — очень понравилась музыка. Но ставить сегодня спектакль о борьбе индейцев c конкистадорами нам показалось не очень актуально, поэтому было решено изменить сюжет. Композитор трактует свой балет как двухактный — в музыке есть антракт и увертюра второго акта. Но перед нами была поставлена задача подготовить одноактный спектакль — максимально динамичную версию, по длительности в пределах получаса. Поэтому мы предложили некоторые купюры в музыкальном тексте и получили согласие композитора.
Юлия: Музыка сильная, эмоциональная, финал — патетический, торжественный, предполагающий массовые сцены с участием большого кордебалета. Однако у нас есть возможность занять в спектакле не более 15-16 артистов плюс пара солистов. Поэтому для балета "Кто я?" мы придумали собственный сюжет, совершенно не привязанный к индейской тематике.
Константин: Правда, художник-постановщик под влиянием музыки все-таки ввел в сценографию индейские темы. Что касается сюжета — вкратце: существует некое, когда-то высокотехнологическое, общество — цивилизация, которая знала расцвет, но пришла в упадок и находится на закате своего развития. Мы абстрагируемся от конкретного времени, от определенного этноса. Главная отличительная особенность персонажей на сцене — они унифицированы, поэтому все носят одинаковые маски…
Юлия: В спектакле есть и любовная линия, и интересные повороты сюжета. Для хореографа очень важно — приблизить пластический текст к тексту либретто. У нас получается поставить примерно одну минуту пластического текста за одну репетицию. Мы эту минуту придумываем, показываем артистам, смотрим, как у них получается, если плохо — переделываем. Танец всегда слабее музыки. Поэтому самое главное, самое важное — пластика должна соответствовать музыке.
Константин: Красивый сюжет написать не проблема, проблема вписать его в предложенную нам музыкальную форму. Нам повезло, потому что в этом проекте главные партии согласились танцевать Юра Ковалев и Марина Вежновец. В нашей хореографии есть моменты импровизации, которые отдаются на откуп исполнителям. Мы корректируем их работу, конечно, но мы не связываем артистов жесткими требованиями.
Юлия: Мы даем рисунок пластики, и чем богаче внутренний мир артиста, тем интереснее получается спектакль. Конечно, артист должен нас убедить или не убедить в том, что его импровизация оправдана. Юра и Марина предлагают много интересных идей и не ждут от нас четко очерченных указаний.
Константин: Юра очень разносторонний танцовщик, и мне даже сложно предполагать, какой будет его редакция нашего сюжета. Его герою придется снимать маску, и чем это будет мотивировано, мы не знаем. Юра с Мариной опытные и многогранные артисты, диктовать им не надо, мы даем им лишь направление мысли и будем с интересом наблюдать, куда они пойдут дальше. Что касается кордебалета, мы работаем с юными артистами, которые пришли в театр в этом сезоне. Многим из них непросто, но есть интересные танцовщики, которые очень органичны в современной пластике.
Юлия: Во время работы над проектом некоторые юные балерины на первый взгляд, самые обычные в классике — на них поначалу мы совсем не обратили внимания — открылись, как очень интересные личности, с богатым внутренним миром, то, что мы предлагаем, они делают по-своему и получается иногда лучше, чем у меня или Кости.
Константин: Балет Сергея Альбертовича Кортеса ни разу не ставился на сцене нашего театра, только его оперные спектакли, поэтому премьера его балета — это очень ответственно. С композитором мы постоянно в контакте, он разрешает обращаться к нему по любому вопросу. Балет "Кто я?" очень интересный проект, и мы надеемся на его успешное осуществление.