Юлия Хвощ, Sputnik
Российские кинематографисты сняли немало лент о Великой отечественной войне, революции, но ни одной – о Первой мировой. Дмитрий Месхиев, режиссер выдающегося фильма о Второй мировой "Свои", решил восполнить этот пробел и снять картину о войне самого начала XX века. Точнее, о роли женщин в этой войне.
Такие фильмы важны для зрителя: на протяжении многих лет мы видели в роли героев мужчин, они вселяли в нас дух патриотизма, в фильмах они отважные и готовы сражаться за родину до последнего. И ни разу русские солдаты не были показаны другими.
Отзывы о фильме "Батальонъ" самые разные. Одни говорят, что это женский фильм, другие – что продюсеры в погоне за голливудским качеством упустили целостность сюжета, третьи обвиняют сценариста в отсутствии исторической достоверности. Но с последним можно поспорить.
Во-первых, съемки фильма проходили именно там, где разворачиваются действия картины: в районе Новоспасского леса, под Молодечно. Именно там располагались тыловые части 1-го Сибирского армейского корпуса 10-й армии Западного фронта действующей армии, куда в конце июня 1917 года прибыл первый батальон смерти.
Во-вторых, главные герои. Например, на протяжении всего фильма мы наблюдаем за сильной женщиной (которая пытается убедить всех, что она вовсе не женщина, а подпоручик, но даже подопечные верят ей с трудом, называя мамой). Когда же в финале фильма показываеся настоящая фотография Марии Бочкаревой, то видно, как она поразительно похожа на Марию Аронову, сыгравшую главную роль. То же можно сказать и о других героях картины. Если говорить о достоверности военных действий, то зритель впервые увидит войну без танков и самолетов… Может быть, именно поэтому сюжет фильма не воспринимается слишком надуманным, а игра актеров вызывает доверие.
Фильм рассказывает о первом женском батальоне смерти, который был организован Временным правительством, чтобы пристыдить мужчин, отказывающихся воевать с немцами, но "братающихся с ними". Армия на грани развала, она "развращена немецким шнапсом". Логика солдат проста: "Зачем нам воевать за нашу землю, если завтра ее могут заново поделить". Логика женщин, идущих на фронт: "Если ты не найдешь для чего жить, тебя убьют". Вступить в батальон хотят барышни разных социальных слоев и профессий (певицы, служанки, графини, крестьянки) и по совершенно разным причинам: кто-то идет мстить за смерть родных и близких, кто-то – защищать родину, потому что любить некого; кто-то – из-за необъяснимых внутренних побуждений, а кто-то ради того, чтобы быть рядом с мужем.
Фильм двухсерийный. В первой части показывают тренировочную подготовку девушек к войне, знакомят с ними; во второй разворачиваются боевые действия.
Картина построена на контрастах. Лысые девушки в юбках, серые шинели на фоне яркой Москвы, контрасты в интерьере и лицах – все это создает дополнительное напряжение. Лента впечатляет своей масштабностью, натурными съемками, операторской работой в целом.
Один из недостатков картины – плохо прочерченные портреты. Девушек в батальоне почти две сотни, и все они совершенно разные. И хотя режиссер периодически выводил то одну, то другую на передний план, характер девушки не раскрывался полностью, поэтому у зрителя в памяти закрепляется образ только Марии Бочкаревой. Но зато какой! Бесстрашная, пытающаяся казаться грозной, безжалостная подполковник Бочкарева оказывается бессильной перед собственным мужем. В одном из эпизодов подчиненная спрашивает ее: "Ты разве не женщина?" –"Нет…". Но в другом эпизоде, когда батальон потерял первую девушку, мы видим мать… Этот оглушающий, почти звериный крик над чужим для нее человеком… Игра Ароновой – самая сильная составляющая фильма. Сложно представить другую актрису на ее месте. В фильме есть ряд очень сильных, цепляющих эпизодов. Есть моменты и откровенно слабые. Сюжетная линия в целом не ровная, но может именно это и придает фильму долю искренности, душевности.
Кажется, режиссер хотел дать нам понять, что у "войны не женское лицо". Да, эти барышни переступают страх, идут мстить за смерть любимых или защищать родину, но даже на войне у них в землянке стоят цветочки, а "пулемет такой красивый". Но как нелепо они смотрятся в окопе с винтовками и как органично на берегу реки. Если бы режиссер хотел показать героизм и силу духа женщины, то сделал бы это, конечно, по-другому. Но он показал, что женщина должна быть женщиной, а мужчина – мужчиной. Возможно, где-то намекал на то, что тенденция к возрастающей общественной женской активности кажется ему такой же нелепой, как эти барышни с винтовками. Однако, конечно, это далеко не главная идея картины.
Фильм стоит того, чтобы посмотреть.. Хотя бы потому, что он сильно отличается от тех картин о войне, к которым мы так привыкли. Но любителям похрустеть попкорном и отдохнуть в кино он вряд ли придется по вкусу. В целом лента тяжелая, но интересная. Конечно, это не столько исторический фильм, сколько лирический, но это не умаляет его масштабности и глубины. Картина заставляет пофилософствовать и задуматься над вопросами о бессмысленности военных действий, о загубленных жизнях, о том, где чье место, кто кого должен защищать. Можно ли самоутверждаться за счет слабых. И что может получиться, если люди начнут предавать друг друга. К завершению сеанса многие женщины в зале плакали, а мужчины дремали.