День Конституции — есть ли повод для праздника?

© Sputnik / Юрий Иванов / Перейти в фотобанкАлександр Лукашенко приносит присягу на Конституции, 1994 год
Александр Лукашенко приносит присягу на Конституции, 1994 год - Sputnik Беларусь
Подписаться
Конституции независимой Беларуси 21 год. За это время ее уже дважды переписывали.

Вера Дашкевич, Sputnik

Президент Беларуси Александр Лукашенко - Sputnik Беларусь
Лукашенко: конституция – фундамент Беларуси
15 марта 1994 года Верховный совет Беларуси принял новую Конституцию. Республика провозглашалась демократическим государством, белорусский язык — единственным государственным и вводился новый пост — президента страны.

Тяжелые роды

Беларусь стала независимой в августе 1990, в декабре 1991 прекратил существование Советский Союз. А новая Конституция появилась еще спустя два с лишним года. Причина в том, что создать новый закон оказалось делом не быстрым. Все эти годы шла работа. В специально созданной при Верховном совете комиссии в разное время трудились более сотни человек: депутаты и приглашенные эксперты. Наработки отправляли зарубежным юристам, организовывали обсуждения в прессе. Процесс затянулся, потому что предстояло создать принципиально новую, отличную от советской законодательную базу, объяснял позже в интервью "Комсомольской правде в Беларуси" председатель Верховного Совета 12-го созыва Мечислав Гриб:

"Ведь ничего своего не было! Все-все нужно было создавать, начиная буквально от своих праздников! При этом Конституция все-таки уже была, пусть и БССР".

На первоначальном этапе комиссий, которые занимались разработкой Основного закона, было две: официальная, которую возглавлял Гриб, и альтернативная под руководством Виктора Гончара. В 1992 наработки попытались свести к общему знаменателю. Было непросто, вспоминает Мечислав Гриб:

"За каждую статью, каждую часть должно было проголосовать 2/3 парламента! Хотя нам очень помогало, что в парламенте была оппозиция. Каждое предложение критиковалась. Ничего просто так не принимали. Самые громкие споры были о президентстве, о минимальном возрасте кандидата".

Первоначально предлагали установить минимальный возрастной ценз для кандидата на уровне 45 лет, затем — 40 лет, а в результате сошлись на 35 годах. Но гораздо большие споры вызвал сам факт появления поста президента. Фракция Белорусского Народного фронта настаивала, что республике новый секретарь ЦК, пусть и в новом формате, не нужен. Нужна парламентская форма правления. Но отстоять свою точку зрения Зенон Позняк не смог.

Тяжелая судьба

Уже через два года, казалось бы, так тщательно разработанная и продуманная Конституция подверглась первой редакции. В 1996 году в стране состоялся референдум, на который были вынесены семь вопросов: четыре были инициированные президентом страны Александром Лукашенко, три — Верховным Советом. Среди прочего обе стороны предложили свои поправки в Основной Закон. В частности, депутаты были готовы упразднить президентский пост. Но избиратели по всем вопросам поддержали президента и его предложения по изменению Конституции. Они предполагали, прежде всего, отказ от принципа разделения властей — отныне президент становился сам по себе и провозглашался главой государства и олицетворением единства народа. Вместо избираемого Верховного Совета появлялся двухпалатный парламент, нижняя палата которого избиралась, а верхняя, по сути, назначалась. Белорусский язык также терял свой особый статус. Отныне в стране стало два государственных языка.

Результат этого референдума вызвал серьезный политический кризис. Депутаты Верховного Совета настаивали, что результаты референдума, которые затрагивают Основной закон, могут носить лишь рекомендательный характер, а утверждать изменения в Конституцию может только парламент. Но все эти протесты оказались безрезультатными. Верховный совет был распущен, состав Конституционного суда обновлен, Закон в итоге изменен.

В 2004 состоялся еще один Конституционный референдум. На сей раз изменения касались нормы, которая ограничивала количество президентских сроков для одного лица (не более двух). Ограничение было снято.

Закон, что дышло…

Различные опросы, проводимые в стране в последние годы, выявляют своеобразное отношение белорусов к закону как таковому. Например, только около трети считают, что законы нужно исполнять без оговорок. Чуть более трети согласны следовать закону, если пример покажут представители власти. Еще одна треть предпочитает жить просто "по справедливости".

Аналитики предполагают, что, с одной стороны, люди считают многие законы спорными и даже несправедливыми, а с другой — наблюдают за многочисленными случаями, когда власть предержащие нарушают закон.

Таким образом, нынешний день нынешней Конституции, увы, вряд ли можно считать общенациональным праздником.

Лента новостей
0