Елена Ольшанская, Sputnik
В Верховном суде Беларуси не видят необходимости ужесточения наказания за преступления, связанные с нарушениями налогового законодательства.
Министерство по налогам и сборам в марте вновь высказалось за ужесточение наказаний за неуплату налогов для субъектов хозяйствования, предложив увеличить размер штрафов в пять раз по сравнению с нынешним.
Поправки в Уголовный кодекс не нужны
Заместитель председателя ВС Беларуси Валерий Калинкович считает достаточно строгими действующий механизм санкций за налоговые преступления.
"На сегодняшний день уклонение от уплаты налогов, повлекшее причинение ущерба в крупном размере, относится к категории менее тяжких преступлений и предусматривает наложение альтернативных санкций. Уклонение от уплаты налогов в особо крупном размере — это тяжкое преступление, там максимальный срок лишения свободы — семь лет. Это достойный срок наказания, я считаю", — заявил заместитель председателя ВС в интервью Sputnik.
Он отметил, что также не видит необходимости сегодня вносить системные поправки в Уголовный кодекс. "Кодекс достаточно четко сформулирован, содержит в себе все необходимые позиции для того, чтобы определить, имело ли место умышленное уклонение от уплаты налогов или же это были просто технические ошибки в различных расчетах, нарушение срока представления декларации о доходах. Поэтому я бы не говорил, что нам сегодня нужны какие-то системные поправки", — сказал Калинкович.
Зампред ВС также отметил, что Генпрокуратура намерена в этом году серьезно изучить налоговое законодательство, и Верховный суд при необходимости готов к этой работе подключиться. "Но к каким результатам приведет эта работа, пока нельзя сказать. Поэтому я бы не спешил с какими-либо предложениями об изменении налогового законодательства", — сказал он.
Алгоритма вынесения приговоров у судов нет
Собеседник Sputnik отметил, что у белорусских судов различных инстанций нет четкой установки на вынесение жестких приговоров по налоговым преступлениям.
"Говорить о том, что суды действуют по заданной схеме, нельзя. Это не соответствует закону и реальной ситуации", — сказал зампред ВС.
Он пояснил, что вопрос назначения наказания находится только в компетенции суда, который рассматривает уголовное дело. При этом суд учитывает характер преступления, личные данные лица, которое его совершило, последствия преступления, поведение обвиняемого после совершения преступления. При этом уголовное законодательство содержит ряд моментов, которые обязывают суд смягчить наказание.
"Сегодня судебная статистика свидетельствует, что основное количество осужденных за уклонение от уплаты налогов приговаривается не к лишению свободы, а к другим видам наказания. В значительной части случаев ими возмещается ущерб. Этим и объясняется такой подход судов к применению мер наказания. Поэтому никакой кампании, никаких заданных алгоритмов решений нет и быть не может", — подчеркнул заместитель председателя ВС.
Ложные банкротства расследовать сложней, чем убийства
Калинкович рассказал, что периодически в суд поступают материалы на функционеров тех или иных фирм, которые занимаются тем, что помогают субъектам хозяйствования уклоняться от уплаты налогов и предоставляют фальшивые документы о товарах и их стоимости, которые потом используются в органах налогового учета. Это сопровождается незаконной предпринимательской деятельностью.
"Есть также основания утверждать, что как способ уклонения от уплаты налогов, выступает и деятельность лжепредпринимательских структур", — сказал собеседник Sputnik.
Он также отметил, что самыми сложными для рассмотрения среди экономических преступлений являются дела о ложном банкротстве предприятий. "Единичные осужденные, и не в каждом году они есть. На самом деле, это дела высшей степени сложности, и не каждое дело об убийстве с этим сравнится", — сказал зампред ВС, напомнив, что последнее дело о ложном банкротстве рассматривалось около четырех лет назад.
Деньги иностранных инвесторов воруют местные структуры
За последние несколько лет в Беларуси накопилась неутешительная статистика прекращения государством инвестиционных договоров с крупными инвесторами из-за неисполнения ими своих обязательств. Первым в рейтинге таких случаев стоит заключенный в 2007 году договор государства с зарегистрированной в офшоре Люксембурга компанией "Polar Stars Group S.A." договор на разработку белорусских месторождений бурых углей и горючих сланцев с примерным объемом инвестиций в два миллиарда долларов.
Как рассказал Калинкович, на сегодняшний день судебная практика республики не знает случаев, когда бы иностранный инвестор за экономические махинации попал под суд.
"Речь идет о том, что это преступления, связанные с хищениями, с незаконной предпринимательской деятельностью. Но вот так, чтобы мы иностранного инвестора под суд затянули и судили — не припомню такого", — сказал зампред ВС.
По его словам, здесь правильно было бы рассматривать работу созданных при участии инвестора белорусских компаний для реализации инвестпроектов.
"Надо разбираться, посредством кого он тут действует. Он же сам сюда не приезжает и не сидит на денежном мешке. Создаются определенные структуры, назначается персонал. Да, этот персонал иногда начинает эти деньги воровать, но это уже не к инвестору вопросы, а к персоналу", — заметил собеседник Sputnik.
Ущерб государству — десятки миллиардов рублей
По данным ВС, сегодня в Беларуси на каждые 350 осужденных приходится только одно лицо, судимое за уклонение от уплаты налогов. Чаще всего осужденные уклоняются от уплаты НДС и налога на прибыль. За 2014 год примерно 80% фигурантам "налоговых дел" были назначены наказания, не связанные с лишением свободы.
Говоря о размере ущерба от таких преступлений для государства, Калинкович отметил: "Трудно посчитать до копейки, учитывая, что эти преступления имеют высокую степень латентности. Но речь идет о десятках миллиардов рублей, если не больше".
По его словам, материалы уголовных дел свидетельствуют, что в ряде случаев и предприниматели, и руководители субъектов хозяйствования сознательно идут на то, чтобы вообще не отчислять никаких налоговых платежей. "А это уже не вопросы налогового законодательства, законодательной базы, а вопросы личного отношения человека к установленным в государстве и в обществе правилам и требованиям", — заметил Калинкович.