Вера Дашкевич, Sputnik
Через прочитанные истории ребенок, прежде всего, учится — отличать добро и зло, делать выбор и совершать верные поступки. Видеоверсии для такой учебы не годятся. Созданные образы и уже расставленные автором мультфильма акценты превращают маленького зрителя лишь в наблюдателя. Даже у слушателя больше свободы: когда книгу читает мама, поле для фантазии остается: как выглядит герой, место действия… Эти фантазии крайне важны, потому что несут определенный терапевтический эффект, объясняют специалисты.
"Когда ребенок представляет героя, происходит процесс идентификации. Он примеряет на себя роль героя, переживает вместе с ним все события", — отметила в интервью Sputnik детский психолог Людмила Коровай.
Сказка эффективнее миллиона замечаний
Правильно подобранные детские сказки могут быть полезны и для взрослого здоровья — они экономят нервы, которые родители тратят на постоянные просьбы убирать за собой игрушки или вымыть руки перед едой. Прочитанный вовремя "Мойдодыр" — гораздо результативнее любых нотаций.
Сказка, как метафора, работает через подсознание. Потому, утверждают психологи, вместо того, чтобы донимать ребенка ежедневными замечаниями, которые чаще всего влетают и вылетают, эффективнее почитать ему подходящую сказку.
Как выбрать
Специалисты настоятельно рекомендуют не лениться и читать аннотации издателя. И не торопиться знакомить ребенка с Красной Шапочкой и Волком, если составители сборника не рекомендуют эту историю детям, младше 4-5 лет. Рассказывать семилетке про Синюю Бороду тоже рановато.
Зато стоит обратить внимание на финал, на ту трансформацию, которая произошла с героем. "Если вначале персонаж был слабым и неуверенным, чего-то неумеющим и незнающим, а в конце сказки приобрел определенные качества, навыки, знания, то эта сказка будет полезна", — подчеркнула собеседница Sputnik.
А страшные читать?
Если сказка проходит по возрастному цензу, читать обязательно. Через услышанное малыш нарабатывает глубинные навыки работы со своим страхом, прорабатывает уже существующие страхи, объясняет Людмила Коровай.
К примеру, попадая вместе с героем истории в пещеру, малыш учиться преодолевать страх темноты. Слушая о борьбе с великаном, ребенок пытается справиться с проблемами, которые намного больше его. Но проработка страхов эффективна только при работе с текстом, с книгой. Изображенное, нарисованное зло очевидно и постоянно. Потому важно следить за тем, чтобы в книге было минимум иллюстраций со злыми персонажами. Чтобы они не нашлись на картинке, когда малыш уже с ними расправился в своем воображении.
Редактировать "страшные" сказки вредно. Убирая страшные, на взрослый взгляд, эпизоды, родитель, во-первых, оставляет малыша с неразрешенными вопросами, а, во-вторых, смещает смыслы, как это произошло, к примеру с "Тремя поросятами" в изложении Сергея Михалкова. В оригинале волк съедал двух ленивых братьев, которые ограничились шалашами из соломы и прутьев. У Михалкова поросята спрятались от волка у трудолюбивого брата. В итоге получилось, что трудиться вовсе не обязательно, главное, иметь надежного родственника-друга-соседа, у которого в случае чего можно будет спрятаться.
Так что, смело выключайте телевизор и открывайте книгу. Сказки — это полезно.