Вера Дашкевич, Sputnik
Первый полет длился 108 минут. За это время ракета-носитель "Восток" с Юрием Гагариным на борту успела сделать один круг вокруг Земли, после чего советский космонавт успешно приземлился в Саратовской области, недалеко от города Энгельс. С 1962 года в СССР, а с 1968-го во всем мире 12 апреля празднуется День авиации и космонавтики. Это официальные факты. Sputnik по случаю праздника предлагает вспомнить другие — менее известные.
"Поехали" и не только
О знаменитом гагаринском "поехали" во время старта было известно давно. А вот информациях о других космических разговорах и переговорах появилась лишь в начале XXI века, когда Российский государственный архив научно-технической документации предоставил для публикации запись с бортового магнитофона. Магнитофон был установлен для того, чтобы Гагарин мог записывать на него все свои ощущения и наблюдения. На орбите ему предстояло провести ряд простейших, на первый взгляд, экспериментов: пить, есть, вести записи карандашом. Последнее оказалось непросто — карандаш все время уплывал, пришлось привязать. "Плавает все! Красота. Интересно", радостно сообщал Гагарин на землю.
В опубликованных архивистами стенограммах встречаются, порой, довольно шутливые для такого исторического события диалоги с ЦУПом:
Королев: Там в укладке тубы — обед, ужин и завтрак.
Гагарин: Ясно.
Королев: Понял?
Гагарин: Понял.
Королев: Колбаса, драже там и варенье к чаю.
Гагарин: Ага.
Королев: 63 штуки, будешь толстый.
Гагарин: Хо-хо.
Королев: Сегодня прилетишь, сразу все съешь.
Гагарин: Не, главное — колбаска есть, чтобы самогон закусывать.
Все смеются.
Королев: Зараза, а ведь он записывает ведь все, мерзавец. Хе-хе.
Три сообщения ТАСС и письмо для жены
Накануне старта ТАСС (Телеграфное агентство Советского Союза) подготовило сразу три разных информационных сообщения: праздничное (в случае успешного завершения полета), трагическое (в случае неудачи и гибели пилота) и сообщение SOS (с просьбой помочь в поисках космонавта).
Накануне полета Юрий Гагарин оставил коллегам письмо для жены. Попросил передать его в случае катастрофы. Коллеги письмо сохранили и отдали его Валентине Ивановне в 1968 году после авиакатастрофы, в которой погиб Гагарин.
О приземлении без подробностей
Ракета-носитель "Восток-1" была способна решить многие задачи — от преодоления гравитационного притяжения до обеспечения сносного комфорта для космонавта. Но вот приземлиться с человеком на борту она не могла — из-за отсутствия двигателя, который мог бы сбросить скорость и замедлить аппарат по мере приближения к Земле. Потому Гагарину пришлось катапультироваться на высоте примерно семи километров. То есть пилотируемого приземления как такового не было, и заокеанские конкуренты могли не засчитать такое достижение как успешный полет. Потому финальный эпизод исторического события долгое время держали в секрете.
Срочно дописали "СССР" на скафандре
Существует легенда, что аббревиатуру СССР на скафандре Юрия Гагарина рисовали краской в последней момент, когда шлем был уже на голове космонавта. Отправить его в космос без опознавательных знаков не решились, опасались, что примут за шпиона. Этот эпизод, в частности, описан в книге Марка Галлая "С человеком на борту". Галлай, бывший летчик-испытатель, утверждает, что минут за 15 до выезда на стартовую площадку один из руководителей, глядя на шлем Гагарина, заметил: "Тут чего-то нужно написать. А то будет приземляться, подумают люди, что это еще один Пауэрс какой-нибудь спустился". Пилотируемый американцем Пауэрсом самолет-шпион U-2 был сбит над Свердловском 1 мая 1960 года.
Впрочем, на предприятии "Заря", где производят скафандры, эту версию опровергают. Говорят, что надпись на шлеме Гагарина была нанесена заблаговременно сотрудником завода Давидянцем.