Тамара Беляева, Sputnik
На территории Беларуси документально зафиксирована деятельность в общей сложности 953 новых религиозных движений. Причем новые секты и культы появляются в Республике Беларусь каждый год.
Известный белорусский сектовед Владимир Мартинович в эксклюзивном интервью Sputnik развеял миф о том, что большинство сект и культов в Беларусь пришли с Запада. Глава отдела по вопросам новых религиозных движений Минской епархии Белорусского экзархата, заведующий кафедрой апологетики Минской духовной академии познакомил корреспондента Sputnik с итогом своих многолетних исследований в области сектоведения — монографией "Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция".
Сектовед также разрешил сделать несколько эксклюзивных фотографий своего архива. Читатели Sputnik получили уникальную возможность увидеть образцы как разрешенной, так и запрещенной сектантской литературы, экспонаты, которыми пользовались представители новых религиозных движений при отправлении культа на территории Беларуси.
Открытия в области сектоведения
В своей новой монографии Владимир Мартинович собрал уникальную информацию об истории и современном состоянии нетрадиционной религиозности в Беларуси.
С 1997 года в Белорусском экзархате Русской православной Церкви под его руководством ведется мониторинг конфессионального пространства Беларуси. К 1 января 2015 года собрана документально подтвержденная информация о деятельности в стране 151 секты и культа, 342 клиентурных (имеющих институт постоянного членства) культов, 429 аудиторных (несущих оккультно-мистическое знание в индивидуальном порядке) культов и 31 сектоподобной группы.
Рассказывая о последних данных, ученый сообщил, что у него появилась информацию о том, что в 2015 году впервые на территории Беларуси начала свою деятельность секта из Аргентины, Латинская Америка. "До настоящего времени информации о том, что эта секта действует на территории страны, не было. Информация поступила, мы будем изучать ситуацию с этой сектой. Не будем делать ей дополнительную рекламу упоминанием ее названия", — сказал он.
Первыми были адвентисты и пятидесятники
Говоря о возникновении нетрадиционных религиозных движений на территории Беларуси, руководитель кафедры апологетики Минской духовной академии отсылает к началу ХХ века. По его словам, старейшими представителями НРД в Беларуси являются адвентисты седьмого дня, мигрировавшие на белорусские земли в 1906 году, а также свидетели Иеговы и пятидесятники, появившиеся в 20-30-х годах минувшего века.
В БССР в начале 80-х действовали уже восемь нетрадиционных религиозных движений:
- адвентисты седьмого дня;
- адвентисты седьмого дня реформационного движения;
- евангельские христиане баптисты;
- совет церквей евангельских христиан баптистов;
- христиане веры евангельской;
- незарегистрированные общины христиан веры евангельской;
- евангельские христиане в духе апостолов;
- свидетели Иеговы.
Рекордные четыре года
Наибольшую активность секты проявили в переломные годы, когда с политической карты мира стирались границы СССР и Беларусь обретала независимость.
"Всего за четыре года, с 1989 по 1992-й, в Беларуси начали свою деятельность 156 нетрадиционных религиозных движения", — констатировал Мартинович.
Такой высокий показатель он объясняет, прежде всего, тем, что секты и культы были выведены из под государственного контроля. Во многом этому способствовало упразднение 5-го управления КГБ СССР 29 августа 1989 года, принятие в бывших союзных республиках законов о свободе вероисповеданий и документов, регламентирующих порядок регистрации уставов (положений) религиозных организаций.
Мартинович убежден, что все законы, правовые акты, документы и постановления, прямо или косвенно касающиеся вопросов религии и деятельности религиозных организаций, принятые с 1989 года вплоть до настоящего времени, нисколько не препятствуют процессу возникновения и миграции НРД. Впрочем, таких законов нет не только в Беларуси, но и нигде в мире.
Законодательная толерантность и новый виток
Мартинович отметил, что анализ ситуации окончательно разрушил миф о том, что сектантство в Беларуси — явление, привнесенное с Запада.
По его словам, почти 52% сект, появившихся за последние 30 лет в Беларуси, возникли в России и странах бывшего СССР. На второй строчке рейтинга поставщиков НРД (30%) — азиатский регион (Индия, Иран, Корея, Япония, Китай). Затем следуют страны Северной и Центральной Америки, причем из США пришло всего 20 культов. 0,7% приходится на страны Западной и Восточной Европы (Германия, Австрия, Франция, Дания, Швеция, Польша).
Секты и культы чаще всего начинают свою работу не после, а задолго до того, как пытаются официально зарегистрироваться, отмечает эксперт. Более того, желание зарегистрироваться в качестве религиозной организации высказывают единицы из представителей НРД.
"Какие-то группы не воспринимают себя в качестве религиозных организаций и совершенно искренне позиционируют себя в качестве новой "науки", уникальной психотерапевтической практики, экологического поселения, образовательного, медицинского учреждения или даже коммерческого предприятия", — рассказал собеседник Sputnik. Именно поэтому многие из них останавливаются на регистрации в качестве кооператива, общественного объединения, частного или индивидуального предпринимателя.
Процесс миграции нетрадиционных религиозных движений, по словам сектоведа, цикличен. Но прогнозируя новый виток, Мартинович отмечает, что постперестроечного всплеска уже не будет.
"Аномально высокого уровня, какой был в 90-х, НРД в Беларуси уже не достигнут, но клиентурные культы будут появляться чаще, чем в период 2004-2010 годах", — сказал Мартинович.
"Знание" как предчувствие
В монографии также содержится анализ сектоподобных групп так называемого параллельного существования. По мнению Мартиновича, классическим примером такой группы является общество "Знание" в период его деятельности в конце 1980-х — начале 1990-х годов.
Дело в том, что помимо своей основной просветительской работы, не вызывающей никаких вопросов, общество активно способствовало развитию различных форм сектантства на территории стран бывшего СССР. В дополнение к организации курсов лекций по самым разным предметам и темам, не имеющим никакого отношения к сектантству, общество "Знание" еще в конце 1980-х начало активно обращаться к пропаганде чисто сектантских тем, концепций и учений.
Так, в числе всего прочего, известны факты поддержки этим обществом в Беларуси: различных магов, колдунов, экстрасенсов, целителей; движения Рерихов; авестийской школы астрологии; Гималайского института "Урусвати" с программой "Тайные учения востока". А также курсов, в рамках которых предполагалось "постижение тайн белой магии, "оздоровительных сеансов медитации", "изучение ясновидения и биолокации", и других сектантских инициатив, программ, организаций и активистов культовой среды общества.
По словам, сектоведа, все они получали возможность вести свои курсы лекций и проводить иные мероприятия в рамках структуры общества "Знание".
Энциклопедия для сектоведов
Монография Владимира Мартиновича "Нетрадиционная религиозность: возникновение и миграция" вышла в издательстве Минской духовной академии в 2015 году.
Эксперты называют книгу одним из фундаментальных трудов современного сектоведения на постсоветском пространстве.
Монография выпущена ограниченным тиражом — 400 экземпляров. Исследование не предназначено для коммерческого распространения: книга адресована ученым, сектоведам, историкам.
В настоящее время труд опубликован для свободного скачивания. Как отметил автор монографии, это первый том из серии книг, которые он готовит к публикации.