Виталий Чуясов, Sputnik.
На автомобильном рынке сохранялся тренд, наметившийся в конце 2014 года, когда белорусы на фоне девальвации российского рубля начали массово приобретать автомобили в России.
По оценкам гендиректора Белорусской автомобильной ассоциации (БАА) Людмилы Шабановой, в прошлом году белорусы привезли из России столько же новых машин, сколько продали белорусские компании-автодилеры. Тогда через прозрачную белорусско-российскую границу в республику поступило 95,4 тысячи автомобилей, из которых до 50 тысяч были новые автомобили из российских автосалонов. По данным Белстата, в этом году с января по март в Беларусь ввезено 25,7 тысячи машин, из которых 22,6 тысячи доставлено из России. Динамика по сравнению с 2014 годом несколько замедлилась, но все равно по-прежнему сильно влияет на белорусский авторынок, который продолжает наращивать обороты.
Продажи автомобилей организациями торговли в первом квартале 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014-го, по информации Белстата, увеличились на 30 процентов: с трех до четырех тысяч машин. Автодилеры, входящие в БАА, продали 5,7 тысячи новых автомобилей, или плюс 20% к уровню 2014 года.
Кто будет диктовать
Белорусские автодилеры вынуждены перестраивать свою закупочную политику. "Диктовать условия и находиться в более благоприятном положении будeт те, кто поставляет автомобили с территории единого таможенного пространства. По нашим прогнозам, 5-7 поставщиков будут наращивать свои объемы — те, кто "собирается" в России и поставляется оттуда", — сказал Sputnik директор компании "РедМоторс" — официального поставщика Mitsubishi в Беларуси — Вадим Швайч. Компания поставила перед собой задачу выровнять цены до уровня российских и для этого переходит с июня на поставку машин от российского дилера "ММС Рус". При этом достичь российского уровня цен белорусам сложно из-за более высокого НДС (20% в Беларуси против 18% в России) и длительных сроков его зачета из бюджета, а также утилизационного сбора.
Людмила Шабанова также наблюдает процесс переориентации белорусских дилеров в российском направлении, но обращает внимание на определенные риски. "У нас все меньше и меньше своих реальных импортеров. Наши компании уходят под российских импортеров. Но надо отдавать себе отчет, что импортер всегда находится ближе к производителю. И импортер будет больше беспокоиться о том, чтобы обеспечить интересы именно своего региона", — сказала Шабанова.
Продажи в минусе
Также эксперт наблюдает возросшую конкуренцию на автомобильном рынке, когда белорусские компании вынуждены конкурировать не только между собой, но и с российскими дилерами, у которых совсем иные обороты и маркетинговые возможности. "Во многих случаях компании вынуждены продавать новые машины себе в убыток. А потом каким-то образом закрывать потери сервисным обслуживанием. В Европе на продажах автомобилей дилеры имеют свои стабильные три процента. Мы даже этого уже не можем себе позволить", — констатирует руководитель БАА.
При идеальном раскладе автоцентры стараются строить свою работу таким образом, чтобы доходы от техобслуживания покрывали текущие затраты, а доходы, поступающие от непосредственно продажи новых автомобилей шли на развитие. "Но в Беларуси так мало у кого получается", — в свою очередь заметил Швайч.
Лидеры и аутсайдеры
Несмотря на обнадеживающие цифры первого квартала и не плохие предварительные результаты по апрелю, эксперты считают, что ситуация на рынке для автодилеров складывается не легкая. "Есть общая температура по больнице, несмотря на присутствие умирающих", — сыронизировала Шабанова.
Действительно, в разрезе данных по продажам отдельных марок есть и явные лидеры, и явные аутсайдеры. По информации БАА, с продажами новых автомобилей наиболее благоприятно обстоят дела у Renault, Nissan и Volkswagen. Роста также добились Toyota, Hyundai, Mazda и Subaru. Остальные представленные на белорусском рынке марки уменьшили продажи своих моделей, причем многие бренды просели в разы.
Опрошенные Sputnik эксперты наблюдают смещение покупательского спроса на новые автомобили бюджетных моделей. Это также подтверждают данные статистики. Так, в начале 2014 года средняя цена ввезенного в Беларуси автомобиля, по информации Белстата, составляла 14,9 тысячи долларов. В этом году цифра снизилась до 9,9 тысячи долларов. В тройке лидеров продаж членов Белорусской автомобильной ассоциации по итогам I/2015 Volkswagen Polo, Nissan Almera, Renault Logan. Все — российской сборки.