Вера Дашкевич, Sputnik
Камбурова — настолько многоплановое явление русскоязычной культуры, что втиснуть ее в стандартные формулировки типа "уникальная исполнительница" никак не получается. Она одинаково убедительно проживала музыкально обработанные стихи Маяковского, Блока, Цветаевой, Ахматовой, Мандельштама, и любимую песню всех советских пионеров "Орленок-орленок, взлети выше неба". А еще ее голос звучит в "Приключениях Электроника" и "Гардемаринах, вперед". Так как же у нее это получалось и получается до сих пор?
"Гречка"
Предки Камбуровой — греки Приазовья. Но этот факт стал предметом ее гордостью только со временем, когда она, наконец, осознала, что имеет отношение к "той самой Древней Греции, которая наше все на этом Земном шаре". А в детстве она очень стеснялась своих неславянских корней. И очень обижалась, когда хмельницкая детвора дразнила ее "гречкой".
В их доме день напролет работало радио, а в доме напротив был патефон, который его хозяева ставили на подоконник и заводили пластинку.
"В этой части моей жизни было огромное количество песен. И все это мне очень и очень нравилось. Ни одна песня не вызывала у меня отторжения", — вспоминала годами позже Камбурова.
Однако становиться певицей тогда она еще не планировала, мечтала о карьере драматической актрисы.
Вместо актерского в цирковое
Причем идти в актрисы она решилась не сразу. Сразу был Киевский институт легкой промышленности. Через два года она его бросила и уехала в Москву, поступать в театральное училище имени Б.В.Щукина. Но, увы, конкурс она не прошла.
Пошла на стройку, год месила цемент и подавала раствор. А следующим летом отдала документы в цирковое, на только что открывшееся отделение эстрады. Конечно, это был компромисс, признавалась позже Камбурова. Шла туда в качестве чтеца, а вышла певицей. На вступительных знаменитый ее попросили спеть, и знаменитый педагог Сергей Каштелян вынес вердикт "Вам надо петь". Он же посоветовал выбрать для дебюта песни на стихи Новеллы Матвеевой.
И она стала петь, точнее, проживать песни.
"Орленка" сначала забраковали
Она пела в крайне необычном стиле: вживалась в текст, точнее даже в историю, и импровизировала с эмоциями и интонациями. Ее первую сольную программу комиссия Минкульта полностью забраковала. Причем больше всего досталось идеологически "правильным" песням "Орленок", "Гренада", "Про трубача".
"Директор Москонцерта просто кричал: "Да, она ходит по трупам. В каждой песне — труп". А я просто пела их не так. Я впервые тогда поняла, какая сила в интонации. Потому что для меня все эти песни — это плачи о ребятах, которые юными уходят и не возвращаются, потому что есть революции, войны, весь этот ужас и страх", — много лет спустя вспоминала Камбурова.
Это были 1960-е, всплеск небывалого интереса к поэзии. И Камбурова с ее необычной манерой исполнения довольно быстро стала популярна.
Счастливое сочетание вокала, ума и таланта
В 1970-е композиторы стали писать специально для нее, учитывая индивидуальность Камбуровой и ее живую манеру исполнения. На музыку легли и ожили в ее исполнении стихи Маяковского, Блока и Цветаевой, Ахматовой и Мандельштама. Для советского интеллигента, зажатого идеологическими рамками, ее программы, можно предположить, были действительно глотком свежего воздуха. А ведь еще были программы на стихи поэтов Польши, Латинской Америки, Франции. И все это до сих пор звучит свежо и убедительно. Она все-таки актриса.
"Природа позаботилась о ее вокальных средствах, но разве у нас мало исполнителей с прекрасными голосами? Я поражаюсь широте ее возможностей, которые демонстрирует этот мастер: точностью ее переходов от острого гротеска к мягкой грустной лирике, от трагической пронзительности к тихому смеху. Не всякому дано счастливое сочетание вокала, ума и таланта. Этим обладает Елена Камбурова", — говорил о ней Булат Окуджава.
В начале 90-х Камбурова создала Театр музыки и поэзии, чтобы, как она говорила, сохранить традицию слушать "песни, в основе которых лежат стихи, актерское проживание и душевное напряжение зрительного зала". Сейчас в репертуаре театра около 30 спектаклей. Камбурова по-прежнему периодически выходит на сцену.
Российская Бриджит Бардо
Камбурову порой сравнивают с Бриджит Бардо за ее активную позицию в вопросе защиты бездомных животных. Камбурова была председателем общественного совета по созданию первого памятника бродячей собаке. Этот памятник открыли в Москве в 2007 году в память о бездомном псе Мальчике, которого заколола собачница. Ее питомец сцепился с Мальчиком, собак разняли, но женщина зачем-то достала нож.
В защиту животных Камбурова ходила митинговать на Пушкинскую площадь и лично просила президента поспособствовать принятию соответствующего закона. В 2006 году ей вручали в Кремле Орден Дружбы народов, а она говорила о своем: "Нужен закон, который будет лучшей защитой чести и достоинства человека".
"Люди как-то совсем огрубели", — с сожалением замечает певица. И добавляет, что "только культура может преобразовать все!".
В свой день рождения Елена Камбурова, конечно же, будет на сцене. В ее Театре музыки и поэзии состоится Юбилейный вечер.