Ольга Савицкая, Sputnik.
Заслуженная артистка Беларуси Оксана Волкова провела насыщенный гастрольный сезон. В июне она дебютировала на сцене прославленного миланского театра "Ла Скала" в спектакле "Сельская честь". В интервью Sputnik она рассказала о том, легко ли белорусскому исполнителю работать на крупнейших мировых оперных сценах.
Оперная география
— Нынешний гастрольный сезон для меня оказался в большей степени концертным. Начался он в Ницце "Реквиемом" Верди. Затем в Москве, в Московской филармонии, спела "Майскую ночь" Римского-Корсакова с Российским Национальным оркестром под управлением Михаила Плетнева. Участвовала в концертной постановке оперы "Пиковая дама" с выдающимся дирижером Марисом Янсонсом, которую мы показали в Мюнхене и Люксембурге.
Оттуда сразу полетела в Нью-Йорк — в "Метрополитен-опера" состоялся цикл спектаклей. Партнерами по сцене были Брендон Иванович и Эва Мария Вестбрук. Я слушала их на репетициях с огромным удовольствием, восхищаясь талантом этих исполнителей.
В "Метрополитен-опера" я работала в трех постановках, кроме Леди Макбет Мценского уезда" были еще "Риголетто" и "Евгений Онегин". Я очень люблю этот театр. Посмотрела там множество спектаклей, послушала самых любимых певцов, поработала с замечательными пианистами-коучами.
Интересные ощущения, когда смотрю фильмы про Нью-Йорк. Кажется, я исходила там все улицы. Но налет легкой грусти присутствует, потому что я, в основном, любуюсь этой красотой в одиночестве, семья сложно срывается с места через океан во время учебного года.
Уже несколько лет пою Кармен в Риге, и этот сезон не стал исключением.
Участвовала в Международном фестивале в индийском Мумбаи под руководством Юрия Симонова. Завершился мой гастрольный сезон в "Ла Скала".
Как правило, бытовые условия я организовываю себе сама. Квартиру стараюсь искать поближе к театру, потому что с ориентацией у меня проблемы, могу заблудиться в трех домах. Из необходимого —wi-fi для общения с родными. Вот, пожалуй, и все мои запросы.
Исполнение мечты
— Пройти прослушивание в "Ла Скала" было моей давней мечтой. В этом сезоне, наконец, выпала такая возможность. Я спела прослушивание, и мне сразу предложили роль Лолы в спектакле "Сельская честь" Пьетро Масканьи. Поставил его режиссер Марио Мартоне.
Это классический спектакль, который не сходит со сцены "Ла Скала" уже несколько лет, очень стильный, логичный, в нем нет ни одной лишней детали, и все подчинено главной идее. В таких спектаклях меня всегда потрясает гениальная простота, кажется, что ты сам мог бы это все придумать, но, конечно, это лишь иллюзия.
Собралась прекрасная компания исполнителей, в числе которых звезда мировой оперы Виолетта Урмана. Выдающаяся певица и удивительно благородный человек, она родом из Литвы, говорит на многих языках, прекрасно владеет русским. Виолетта Урмана — большой мастер и профессионал, находиться рядом с ней, слушать, как она поет — это возможность получить много профессиональных знаний. Ее интерпретация партии Сантуцци — это идеальное владение словом, итальянским языком, очень интересная расстановка музыкальных акцентов. Я старалась все ловить, конспектировать в уме, а иногда даже записывать на бумаге.
Моими партнерами по сцене были Стефано ла Колла (Туридду), Марко Вратонья (Альфио), Лючия-Мара Зампьери (Мама). За дирижерским пультом — маэстро Карло Рицци.
Славянское нашествие
— Сегодня на ведущих сценах мира поет большое количество славянских оперных исполнителей. Во время моей работы в Милане, например, в Турине на постановке оперы "Фауст" работали Ирина Лунгу, Василий Ладюк и Ильдар Абдразаков. В это же время в Вероне пели Дмитрий Белосельский и Анита Рачвелишвили. Дездемоной в Скаловском " Отелло" была Ольга Перетятько. Все они уже сделали грандиозную карьеру. Очень известные оперные исполнители вышли из латвийской оперы — такие звезды первой величины, как Александр Антоненко, Элина Гаранча, Марина Ребекка, Кристина Ополайс.
Немало белорусских исполнителей поют сегодня на знаменитых сценах мира, среди них Екатерина Шиманович, Алексей Тановицкий, Екатерина Семенчук. Надежда Кучер, которая громко заявила о себе на Международном конкурсе вокалистов имени Л. П. Александровской, и, сейчас, по итогам конкурса BBC Cardiff Singer, имеет звание "лучшая оперная певица мира".
Всегда доставляют большую радость встречи с коллегами в разных городах и странах. Благодаря Фейсбуку мы моментально узнаем, кто где в данный момент поет, ходим на спектакли друг к другу, общаемся и дружим. Такая вот большая оперная семья.
Домашняя работа
— В Беларуси есть немало интересных певцов. Но театр один, и у него свои законы. Поэтому не все, кого хотелось бы видеть здесь, могут попасть в труппу белорусского Большого театра. Но театр не упускает из виду интересных певцов и приглашает для участия в спектаклях и концертах на договорной основе.
Большой театр Беларуси живет собственной насыщенной жизнью. В этом году состоялся первый Международный Рождественский конкурс вокалистов. Лауреатами стали яркие исполнители из разных стран, финал получился сильным и запоминающимся. Мне очень понравилось быть в жюри и помогать оценивать выступления. Я не слышала ни одного негативного отзыва о несправедливом судействе, а на конкурсах такие отзывы обычно присутствуют.
Театральный сезон в Минске — это репертуарные спектакли, фестивали, премьерные постановки. Яркие впечатления остались от работы над новым спектаклем "Царская невеста" Римского-Корсакова. Режиссер Михаил Панджавидзе сделал его кинематографичным по визуализации, психологичным и драматичным по содержанию. Образ Любаши — один из моих самых любимых. Надеюсь, этот спектакль у нас в репертуаре надолго.
Концертом военной песни на фестивале "Вечера Большого театра в замке Радзивиллов" в Несвиже завершился для меня очередной театральный сезон. Но уже началась подготовка к следующему. Новые роли, новые постановки, новые партнеры. Имея много задач, я лучше планирую свое время.