О своем желании идти в президенты заявили 14 человек. Половина из них — люди до недавнего времени неизвестные, но, благодаря походу в Центризбирком, получившие свои "пять минут славы".
Самое любопытное, что пять лет назад жаждущих власти было даже больше — о своих президентских амбициях тогда заявляли 19 человек. Среди них были и безработный, и предприниматель, и санитарка, и ученый, и пенсионер. Часть не смогла зарегистрировать инициативную группу, вторая — предсказуемо не сумела собрать достаточное количество подписей. Еще двое снялись сами, в бюллетене в итоге осталось 10 фамилий.
Так что ничего принципиально нового в нынешнем предвыборном обострении претендентов в кандидаты нет. Принципиально новым выглядит реакция на них СМИ.
Кто спровоцировал ажиотаж?
Без конспирологической версии, конечно, не обошлось. У сторонников "заговоров" есть два объяснения случившегося ажиотажа. В обоих случаях массовый поход в президенты, по их мнению, организовала власть. По мнению одних, чтобы дискредитировать оппозиционных конкурентов, по мнению вторых, чтобы отвлечь внимание от экономических проблем. Мол, когда есть такое шоу, зачем вспоминать о проблемах с хлебом. Такую точку зрения в разговоре со Sputnik высказал, в частности, претендент в кандидаты экономист Виктор Терещенко.
И все-таки, смеем предположить, неожиданные претенденты в президенты в большинстве случаев — это импровизация. Так было в 2010, так случилось и сейчас. Однако в этом году внезапные ходоки во власть, благодаря СМИ, внезапно стали вполне себе серьезными участниками кампании — за ними охотились, брали интервью, на полном серьезе спрашивали, к примеру, чей Крым.
Их ответы в большинстве случаев вызывают в лучшем случае улыбку. Одну барышню-претендента выдвинул трудовой коллектив, чтобы разрекламировать фирму, вторая пошла в президенты, потому что сказал муж, третья стесняется признаться, кем работает, четвертый в случае победы обещают всем мед и здоровье, пятый называет себя "метакандидатом" и готов, если с Александром Лукашенко что-нибудь случиться, прийти ему на смену…
Вам действительно это интересно?
СМИ так активно среагировали в эту кампанию на так называемых фриков по двум причинам, утверждает медиаэксперт Павел Быковский. Прежде всего, потому что надо выживать. Соцсети напирают. Тут уже не до разговора о социальной ответственности, необходимости искать смыслы, воспитывать и образовывать читателя. Даже серьезные издания в этих условиях вынуждены "желтеть" — охотиться за темами, способными дать хороший вирусный эффект в "Фейсбук" и "Твиттер", за like и share.
"Ранее журналист был вынужден фильтровать базар — выбирать, что осмысленно, что нет. Просто пустоту он не транслировал. Я говорю о нежелтых и качественных изданиях. Сейчас все издания стремительно желтеют, просто потому что у них появилась конкуренции в интернете и они видят один из главных способов выжить в том, чтобы сделать хлесткий заголовок, они теперь работают на публику в интернете. И это естественно влияет на контент ", — заявил Sputnik Быковский.
Так что выход фриков в публичное поле организовал, по сути, сам избиратель, точнее потребитель, жаждущий приколов.
Соучастники шоу
Но есть и еще одна, вторая причина, почему СМИ так активно среагировали на фриков, уточняет Быковский. Это отсутствие серьезного предложения со стороны профессиональных политиков.
"Нет повестки дня, которую формировали бы серьезные конкуренты. Более того даже Александр Лукашенко не выступает с предвыборными обещаниями, потому что ситуация сложная. Его критики тоже особо нового ничего не заявляют", — напомнил Быковский.
Профессиональные конкуренты власти, по мнению медиаэксперта, вообще разучились транслировать смыслы. Предметные разговоры остались в 2006 году. Уже в прошлую кампанию кандидаты оперировали все больше не программами, а лозунгами. Быковский напоминает о Владимире Некляеве с его "я пришел, чтобы вы победили".
Нынешние претенденты на власть от оппозиции уже даже о победе не говорят. Говорят о "мирных переменах", "фиксации нарушений" и "необходимости донести свои идеи". И чтобы хоть чуть-чуть заинтересовать СМИ, снова устраивают шоу: варят борщ, публично обещают трудоустроить членов ЦИК и так далее.
Борщ с котом
И борщ, и даже кот Барсик тоже уже были. Пять лет назад того же Барсика пытался вывести на политическую сцену Владимир Некляев, именно с ним политик подписывал соглашение — Меморандум о взаимопонимании. Казалось, тогда уже отсмеялись, тема отработана. Но нет, чтобы заполнить информационную пустоту, Барсика снова просят на выход.
"Борщ" по итогам прошлой кампании и вовсе стал "мемом". Любая попытка женщины заявить о своих политических амбициях, провоцировала рассуждения по мотивам поствыборного спича Лидии Ермошиной. После разгона митинга в день голосования, глава ЦИК заметила, что женщинам не место на площади. "Сидели бы дома, борщ варили. А не по площадям шастали. Мне в голову это не придет. Это позор для женщины", — заявила тогда Ермошина.
Одна из участниц "шастания-2010" Ирина Халип считает, что "активизации женщин в политике" в Беларуси не наблюдается. "То, что вы так называете, это активизация полевых мышей", — заявила Халип в интервью Sputnik и отметила, что не может рассуждать об этом серьезно.
Когда нечего предложить в политической плоскости, то почему бы не поимпровизировать с борщом.
Веселимся дальше
Пока в избирательной кампании не появится смысл, хоть какое-то противостояние идей и позиций, шоу будет продолжаться, прогнозирует Быковский.
"Пока не появилась борьба за власть, нам не интересна эта кампания, поэтому выигрывают фрики. Но это все может измениться", — убежден медиаэксперт.
По его словам, "запрос на смысл" в обществе определенно есть. Как только люди видят, что происходит что-то способное реально повлиять на их жизнь, они начинают интересоваться серьезными статьями, ищут аналитику. Так было, когда обвалился рубль, так будет, если в нынешней политической кампании возникнет реальная интрига.
Вопрос, кто из акторов, видимых или пока скрытых, решится ее закрутить, пока остается открытым. Кампания 2010 года на старте также выглядела безнадежной, однако в последний момент на политическую сцену вышел "коллективный избиратель", началась реальная политика, где за победу в буквальном смысле пришлось биться. В этот раз этим актором может стать, к примеру, "условная экономика".
Однако пока есть деньги на трафик, чего ж не повеселиться, тем более что клоунов вокруг хватает. Так что лайкаем и расшариваем дальше…