Юлия Хвощ, Sputnik.
При жизни Цоя упрекали в музыкальном примитивизме и отсутствии глубины, писали разгромные статьи, выгоняли из художественного училища. Он был больше, чем рокером – он был единственной фигурой в рок-музыке 1990-х, которая апеллировала практически ко всей молодежи.
Творческий путь
Цой родился в 1962 году и был обычным питерским мальчишкой. У него были склонности к рисованию и чтению, но в пятом классе Виктору подарили гитару и через три года он организовал свою первую школьную группу "Палата №6".
Участники "Палаты №6" тесно общались с группой "Пилигрим", и летом 1981 года музыкантами было принято решение из двух коллективов создать один – "Гарин и Гиперболоиды". Осенью того же года группа вступила в ленинградский рок-клуб, где познакомилась с Борисом Гребенщиковым, а весной 1982 года она сменила название на "Кино".
Группа не сразу стала популярной, музыканты более трех лет шли к своему триумфу.
В 1984-м "Кино" меняет состав, а в январе 1986-го выпускает свою первую официальную пластинку "Ночь", которая разошлась двухмиллионным тиражом.
Пик популярности "Кино" пришелся на конец 1980-х, когда группу заметил продюсер Юрий Айзеншпис и, воспользовавшись своими многочисленными связями, выпустил "киношников" к большой аудитории.
Победы следовали одна за другой. Сначала вышла пластинка "Группа крови", а затем фильм "Асса", в котором прозвучала песня "Перемен", ставшая гимном перестройки, хотя, по словам людей, долгое время знавших Цоя, музыкант не вкладывал в свои тексты политический подтекст.
За свою короткую жизнь Цой написал более 300 песен и… пополнил ряды "Клуба 27", хотя незадолго до смерти отметил свое 28-летие.
За время своего пути к славе Цой пережил многое – хроническое безденежье, частую смену квартир и работ, холод, бытовую неустроенность. Он долгое время работал в котельной, знаменитой "Камчатке", расположенной недалеко от СК "Юбилейный" в Санкт-Петербурге.
Несмотря на то что Цой постоянно находился в окружении людей, он был молчалив, и почти в каждой его песне есть грустные аккорды, печаль и чувство обреченности. По опубликованным в различных изданиях воспоминаниях его друзей это связано с тем, что он обладал очень сильной интуицией и во многих песнях чувствовал грядущие перемены.
Лидер "Кино" в кино
В фильме "Игла" Рашида Нугманова Цой сыграл главную роль. На он экране дразнил смерть – в "Игле", вышедшей в 1989 году, героя Цоя ударили ножом, он ушел в туман, зажимая смертельную рану. Поклонники группы увидели в этом плохой знак, но все-таки верили, что герой не умрет.
Когда Цоя назвали лучшим актером года, он отнесся к этому с юмором.
Вскоре после "Иглы" на экран вышла картина "Асса", где музыкант сыграл эпизодическую роль. Короткое появление Цоя стало чуть ли не самым значительным моментом всей "Ассы". В финале фильма он исполнил песню "Мы ждем перемен", ставшую гимном целого поколения, которое искренне верило в свои мечты.
Несколько версий гибели
Последние годы своей жизни Цой любил отдыхать в Латвии. В ночь на 15 августа 1990 года музыкант выехал на рыбалку на новом автомобиле, возвращался домой после полудня. На 35-м километре латвийской трассы новый темно-синий "Москвич 2141" – подарок Цою от Айзеншписа – врезался в "Икарус". Смерть водителя легковушки наступила мгновенно.
В среде поклонников сразу появилось множество версий гибели – от абсурдных до правдоподобных. Одни утверждали, что у него в личной жизни случилась драма – он расстался со своей девушкой Наташей и переживания сделали его невнимательным. Другие уверяли, что какие-то люди, которым Цой "мешал в музыкальном бизнесе", прямо на рыбалке сообщили ему о похищении сына, и тогда он поехал домой на полной скорости, что стало причиной ДТП. Третьи убеждены – Цоя из зависти убили коллеги по музыкальному цеху, испортив рулевое управление его автомобиля.
Основная версия, выдвинутая следователями, гласила – Цой просто уснул за рулем.
Некоторые поклонники до сих пор не верят в смерть кумира. Существует легенда, что в 1990-м году он просто устал от славы и уехал за границу, где живет до сих пор тихо и счастливо.
Память
Музыканту устанавливаются памятники, стены памяти (в Беларуси их две – в Минске и Могилеве), к которым дважды в год – в день рождения и день гибели – приходят поклонники, его именем называются улицы, о нем продолжают писать книги.