МИНСК, 9 сен — Sputnik, Виталий Чуясов. Второй участок объездной минской автодороги, строительство которого намечено на 2016 год, не должен оказать чрезмерного воздействия на природу, говорится в Отчете по воздействию на окружающую среду (ОВОС).
Второй участок второй кольцевой дороги соединит трассу М6 Минск — Гродно с магистралью М1 Минск — Брест. Дорожники планируют ввести его в эксплуатацию 1 января 2017 года. Оценка проведена профильным проектным предприятием "Белгипродор", специалисты которого пришли к выводу, что давление на природу строящегося 41-километрового участка объездной дороги будет "временным и локальным" и при реализации природоохранных мероприятий "негативного воздействия на окружающую среду не ожидается".
Откуда и куда
Дорога пройдет по территориям Воложинского, Минского и Дзержинского районов. Начальная точка расположена недалеко от агрогородка Раков на гродненской трассе, конечная — на брестской магистрали в районе деревни Суходолы. Большая часть дороги пройдет по сельхозугодиям, 13 километров (1/3) — по лесу.
Новая объездная дорога пересекает две особо охраняемые территории: заказники "Прилукский" и "Тресковщина" в Минском районе. По оценкам проектировщиков, в зону, охваченную строительством новой дороги, попадут 180 населенных пунктов с общей численностью проживающих в 181 тысячу человек.
Из основных характеристик трассы следует отметить невысокую интенсивность движения по ней после ввода в эксплуатацию — от 5,3 до 5,9 тысяч автомобилей в сутки. В перспективе она вырастет в два раза. Для сравнения: пиковые нагрузки на МКАД на отдельных участках уже сейчас составляют до 100 тысяч машин в сутки.
Жужелица не пострадает
На территориях, где пройдет МКАД-2, обитают два "краснокнижника": горностай и шагреневая жужелица. За судьбу пушного зверька специалисты не опасаются, а вот самый крупный из обитающих в Беларуси жуков, достигающих в длину 42-миллиметра, отчасти может пострадать.
Его популяция размещается в заказнике "Тресковщина". Однако энтомологи рассчитывают, что большого урона ей нанесено все-таки не будет, поскольку места обитания жужелиц расположены пятнами, и строящаяся дорога заденет только некоторые из них. "Хотя строительство и нанесет определенный ущерб охраняемому виду жужелиц, в других фрагментах леса на территории заказника вид сохранится, поскольку его численность там не меньше, чем на участках потенциального строительства", — сообщили составители доклада.
Копытным и земноводным дадут дорогу
Основная проблема обеспечения безопасности на этом участке МКАД-2 — ее пересечение с основным миграционным коридором диких копытных животных. Дорога отсечет Столбцовско-Дзержинскую и Налибокскую концентрации животных на юге и западе от крупного Логойско-Докшицкого ядра, расположенного севернее Минска. Самый проблемный с точки зрения выхода на дорогу диких животных обещает стать участок между гродненской трассой и дорогой Р65 Заславль — Дзержинск — Озеро. Ученые рекомендуют дорожниками поставить здесь специальные ограждающие конструкции, а также оборудовать специальный проход для копытных под строящейся дорогой.
Специалисты также предвидят, что дикие животные станут использовать на этом участке один из подземных дорожных туннелей под МКАД-2 для своих переходов. В этом тоннеле в темное время предлагается ограничить скорость движения 40 километрами в час.
На одном из участков дорога будет пересекать также миграционный коридор земноводных. Экологи предлагают завести под насыпь полуметровые бетонные или металлические трубы, через которые лягушки смогут перемещаться к местам размножения. В качестве альтернативного варианта предлагается создать для земноводных специальный "отвлекающий" водоем, который сможет заменить лягушкам привычные места, путь к которым будет перекрыт автомагистралью.
Дубы и клены
Экологи нашли на пути второго участка будущей МКАД-2 10 "вековых деревьев дуба выдающихся размеров с диаметром ствола более 1 метра". Это потенциальные памятники природы, и их дорожники обещают сохранить, огородив во время работ специальными щитами.
Из уникальных видов растительности на территориях прохождения трассы специалисты также обнаружили кленовые рощи, которые являются исключительно редкими для белорусских лесов. Таких участков три, один из них частично попадает в полосу вырубки. Также придется пожертвовать одним участком леса, где произрастает также довольно редкий для флоры республики граб.
По остальным параметрам нагрузки на окружающую среду (загрязнение почв, вод, воздуха, шумовые нагрузки) новый участок МКАД-2, по мнению специалистов "Белгипродора", не окажет сильного влияния на окружающую среду. У независимых экологов и неравнодушных граждан остается один день для внесения своих замечаний и предложений по ОВОС. С документами можно ознакомиться на официальных сайтах районных исполнительных комитетов, по территориям которых пройдет дорога.