Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Франсуа Олланд в своих обращениях по факту трагедии пообещали жителям ЕС жестко ответить на действия террористов. Вообще резкая риторика и правые взгляды, еще недавно считавшиеся маргинальными, сейчас стремительно набирают популярность с дальнейшей перспективой стать политическим мейнстримом.
"Просвещенный тоталитаризм" как ближайшая перспектива
Европейские политики открыто говорят о полной несостоятельности политики мультикультурализма, пограничные службы стран ЕС принимают беспрецедентные меры контроля, а общество требует возмездия. После осознания терактов в Париже консервативный премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, принявший упреждающие меры по недопущению в страну беженцев из Ближнего Востока, больше не выглядит "фашистом", а воспринимается как наиболее дальновидный государственный деятель Европейского Союза.
Очевидно, что в ближайшее время Европу сильно качнет вправо, а ценностная повестка уступит пальму первенства вопросам безопасности. При этом болтовня о правах человека продолжится, но самих прав останется меньше. Руководствуясь интересами безопасности, государство и дальше будет усиливать меры контроля над жизнью граждан. Обязательная дактилоскопия, мониторинг каналов связи, видеофиксация перемещений, биометрические паспорта и так являются нормой повседневной жизни, в дальнейшем эти тенденции только усилятся, причем по просьбам напуганных обывателей. Под давлением обстоятельств неолиберализм в ближайшей перспективе уступит место просвещенному тоталитаризму в государствах "золотого миллиарда".
Конец "конца истории"
Такой невеселый прогноз является следствием фатальных ошибок западных финансово-политических элит, допущенных по причине переоценки собственных возможностей.
Еще в начале 90-х годов прошлого века американский политолог Фрэнсис Фукуяма, ободренный победой США в "холодной войне", написал известную работу "Конец истории и последний человек", в которой провозгласил окончательную победу общества либеральной демократии, как высшей точки эволюции человека. Ученый поделил планету на два лагеря: "исторический" и "постисторический", где историческая часть останется ареной национальных и религиозных конфликтов, а в постисторической будут главенствовать ценности капиталистических отношений, либеральной демократии и научного прогресса.
В дальнейшем отношения между противоположными "мирами" будут носить ограниченный характер, сводиться к догоняющему развитию отстающих цивилизаций. Т.е. для одной из частей нормальным состоянием объявлялся хаос, а для другой — процветание и благоденствие. Именно по причине такого искаженного восприятия миропорядка волна солидарности с людьми, сожженными в одесском Доме Профсоюзов, или ежедневно убиваемыми боевиками ИГИЛ в Сирии, оказалось почти незаметной в сравнении с эмоциями от последствий парижских терактов.
Однако на самом деле реальная действительность оказалась весьма далека от "конца истории". "Миры" не только активно взаимодействуют, но и вмешиваются во взаимные процессы, что в итоге приводит к глобализации конфликта. К сожалению, на планете больше нет регионов, где не идет война, а очаги противостояния в большей степени связаны между собой, чем это кажется на первый взгляд. Гражданская война в Украине, разрушение государств арабской дуги, распространение идей исламского экстремизма являются следствием кризиса однополярного мироустройства.
Мессианское стремление западного общества к навязыванию своих ценностей, привело к непредсказуемым последствиям. Выяснилось, что жители Ближнего Востока иначе понимают "свободу", чем жители США и Западной Европы. Свергнутые силой американского оружия светские режимы Хуссейна, Каддафи, Мубарака, как выяснилось, были теми стальными дверями, которые отделяли "цивилизованный", постисторический мир от "диких" исторических собратьев. Эти двери были взломаны силой западного оружия, а тараном послужил радикальный ислам, в массе которого европейцы и американцы тщетно пытаются разглядеть "умеренную оппозицию".
Расстрелянный Париж как нельзя более убедительно доказывает правильность выводов еще одного американского политолога Сэмюэля Хантингтона, высказанных в работе "Столкновение цивилизаций": "наиболее важно осознать, что вмешательство Запада в дела других цивилизаций является, вероятно, единственным источником нестабильности и потенциального глобального конфликта в полицивилизационном мире".
Кстати, Хантингтон был учителем Фукуямы и, представляется, что в этом случае ученик не смог превзойти своего педагога. "Конец истории" пока даже не просматривается, а вот столкновение цивилизаций и кризис американского доминирования совершенно очевидны.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.