Елена Ольшанская, Sputnik.
ЗАО "Доброном" в ближайшие три недели закроет 56 магазинов своей торговой сети и передаст их в субаренду компании "Евроторг", которая работает под брендом "Евроопт", сообщила Sputnik официальный представитель "Евроторга" Наталья Петракова.
В начале 2015 года "Доброном" получил контроль над 80 магазинами сети "Родная сторона". Летом Минторг закрывал все 177 магазинов "Добронома" за задолженности перед поставщиками. Спустя две недели магазины возобновили работу, погасив просроченные долги в 30 миллиардов рублей (около 1,5 миллиона долларов).
"Закрывающиеся магазины "Добронома" переходят в субаренду "Евроопта" и после возобновления работы откроются уже под брендом "Евроопт". Все эти торговые объекты будут работать так же, как и другие магазины нашей сети", — сказала Петракова.
Как следует из письма, которое руководство "Добронома" направило в адрес поставщиков, будут закрыты и затем переданы в субаренду "Евроопта" магазины, расположенные в регионах Беларуси. В частности, речь идет о торговых объектах в Бресте, Березе, Климовичах, Смолевичах, Костюковичах, Славгороде, Рогачеве, Поставах, Гомеле, Круглом, Глуске, Гродно, Докшицах, Борисове, Ошмянах и некоторых других населенных пунктах Беларуси.
Петракова отказалась от каких-либо других комментариев. В частности, она не ответила на вопрос о том, предполагает ли субаренда магазинов возможность их последующего выкупа "Еврооптом", как изменится доля "Евроопта" на рынке розничной торговли республики и не грозят ли компании какие-либо санкции в случае, если доля ритейлера превысит оговоренный законом порог в 20%.
О сильном конкуренте или хорошо — или ничего
Практически все крупные ритейлерские компании отказались официально комментировать Sputnik ситуацию по наращиванию "Еврооптом" пристутствия в регионах. Представители торговых компаний отмечали, что их присутствие сосредоточено в основном в Минске или крупных областных центрах, а доля на рынке не столь высока, чтобы говорить о возможном усилении конкуренции. Такую позицию высказали в MartInn, "Гиппо" и некоторых других торговых сетях.
Примечательно, что в Ассоциации розничных сетей Беларуси от комментариев также отказались, сославшись на то, что сейчас АРС сменила политику общения со СМИ и больше не настроена давать какие-либо оценки и прогнозы по рынку ритейла. Кроме того, в АРС особо сообщили, что о сделке по "Доброному" никаких комментариев не будет.
Между тем, еще несколько лет назад, когда на рынке розничной торговли развернулась война между крупным ритейлом и магазинами шаговой доступности, АРС активно выступала с комментариями. Именно тогда был впервые поставлен вопрос о том, что доля присутствия ритейлера на рынке должна быть ограничена 20%. В 2014 году это ограничение стало законодательной нормой.
После поглощения "Доброномом" магазинов сети "Родная сторона" эта сеть, насчитывающая 177 магазинов, стала второй по величине торговой сетью в Беларуси. На первом места остается "Евроопт" — сейчас под этим брендом в стране работает 351 торговый объект. При этом "Евроопт" уходит от формата гипермаркетов и сосредоточивает свое внимание на открытии магазинов шаговой доступности, преимущественно в регионах.
По мнению опрошенных Sputnik ритейлерских компаний, после перехода почти трети магазинов "Добронома" под бренд "Евроопта" "в регионах достойной альтернативы "Евроопту" не останется".
Близнецы-братья
В то же время, как отметил в беседе с корреспондентом Sputnik представитель торговой сети "Соседи", не стоит думать, что с переходом части "Добронома" под бренд "Евроопт" "что-либо сильно изменится".
"Концепция "Добронома" и "Евроопта" не сильно отличается друг от друга. Кроме того, если говорить вообще о магазинах шаговой доступности, то ассортимент всех таких торговых объектов практически идентичен. Вы найдете в них примерно одни и те же товары мясной и молочной групп, классическую бакалею и напитки", — сказал собеседник Sputnik.
По его словам, "трудно говорить о том, что в "Соседях" шаговой доступности, допустим, вяленые помидоры есть, а в "Евроопте" нет — это не то, что определяет выбор покупателя при совершении ежедневных покупок".
Представитель "Соседей" также заметил, что и "Доброном", и "Евроопт" работают по классической схеме дискаунтеров, что и дает им возможность устанавливать более низкие, чем в среднем по рынку, цены на товары и проводить скидочные акции. Кроме того, "Евроопт" имеет собственный импорт широкой группы товаров, "Доброном", в свою очередь, также занимается собственным импортом товаров бакалейной группы.
Собеседник Sputnik также отметил, что наличие у "Добронома" и "Евроопта" в прошлом больших объемов просроченной задолженности перед поставщиками "еще не говорит о том, что у компании нет оборотных средств на ведение бизнеса". Поэтому, по его словам, не стоит связывать между собой недавние проблемы "Добронома" по расчетам с передачей трети торговой сети в субаренду.
На агрессивную рекламу не у всех есть силы и средства
Представитель "Соседей" также признал, что "Евроопт", благодаря работе по системе дискаунтера, имеет достаточно ресурсов на агрессивную рекламу и свое продвижение на рынке, а также на развитие новых услуг. Здесь и услуги по доставке товаров на дом, и возможность оплатить покупки пластиковой картой в присутствии курьера, и распространение рекламных буклетов, акции по дегустации продукции и многое другое.
"Но наши покупатели говорят о том, что во многих случаях, особенно в регионах, они выбирают не "Соседи" только потому, что нет альтернативы, а вовсе не потому, что их не устраивает качество товаров или сервиса, или играет значение система бонусов и покупательской лояльности. Просто другой магазин оказывается рядом, а выбирать не из чего", — сказал он.
В "Соседях" не считают, что с этой сделкой конкуренция между ними и "Еврооптом" усилится.
"Наша доля на рынке составляет 3% по последним данным, магазины сети "Соседи" расположены преимущественно в Минске, в регионах у нас торговых объектов немного. Но можно однозначно сказать, что в численном выражении "Евроопт" свои позиции в регионах усилит", — сказал представитель ритейлера.
Справка
По данным консалтинговой компании "ИПМ-Консалт инвест", летом минувшего года в Беларуси насчитывалось около 21 крупных сетевых компаний, которые суммарно занимают немногим более 20% рынка розничной торговли страны.
Удельный вес от 1 до 6% в розничной торговле имеют сети магазинов "Рублевский", "Гиппо", "Соседи", "Алми", "Корона". Доля "Евроопта" на лето минувшего года, когда сеть компании насчитывала 234 магазина, оценивалась примерно в 6%. За это время число торговых объектов этого ритейлера выросло более чем на 100 единиц, на очереди — еще 56 торговых объектов.