Вера Дашкевич, Sputnik
Эта история началась с обычных окон ПВХ и разбившегося стекла шкафчика. Хозяйка кухни Диана Скачко решила немного оживить интерьер и вместо обычного стекла украсить фасад витражом. Заказала у мастера. Результат ее впечатлил настолько, что следом витражные вставки появились в межкомнатных дверях. Потолок она делала уже сама.
![Что получится, если положить Шагала и Моне в печку Что получится, если положить Шагала и Моне в печку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101870/58/1018705857_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_d7eff1e0b98a1860c23b7140047923dd.jpg)
Зарегистрировалась на сайте "стекольщиков", купила энциклопедию и материалы, съездила на курсы. А потом переключилась со скучного производства окон на создание витражных вставок и оригинальных зеркал. Но и этого ей оказалось мало, когда она увидела, что может получиться из стекла, если научиться фьюзингу. Говорит, буквально "заболела запеканием".
Что такое фьюзинг?
Фьюзинг — довольно молодая техника создания витражей. Ее придумали в начале 90-х в Германии. В отличие от привычного плоскостного витража, где стеклышки спаиваются между собой, к примеру, при помощи медных полосок, фьюзинг позволяет добиться объемного изображения. Эффект достигается за счет того, что стеклышки выкладываются в сюжет и запекаются.
Художница студии "Алиса в Зазеркалье", которую собрала Диана, объясняет алгоритм действий: сделали лекала, подобрали стекла нужных оттенков, обвели, вырезали, уложили и в печку. Все было бы просто, если бы не пару "но". Во-первых, материалы.
![Что получится, если положить Шагала и Моне в печку Что получится, если положить Шагала и Моне в печку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101870/59/1018705955_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_df7fd99908451519a500ef672a1e0525.jpg)
"У нас их в принципе не делают. Только Неманский завод раньше выпускал ограниченный тираж стекол. Есть один завод в России, в Брянске, но их стекло не предназначено для фьюзинга. Оно непредсказуемо, иногда не спекается. Ты его покупаешь, как кота в мешке. Никогда не знаешь, какого эффекта достигнешь", — объясняет собеседница Sputnik.
Во-вторых, печка. В принципе экспериментировать во фьюзинге можно было и с доработанной микроволновкой. Но ограниченная площадь позволяла бы, по словам руководителя студии, мастерить только небольшие сувениры. А ей уже хотелось замахнуться на Марка нашего Шагала. Потому пришлось раскошелиться еще и на дорогое оборудование.
Фьюзинг и импрессионисты созданы друг для друга
Диана Скачко убеждена что импрессионисты и фьюзинг просто созданы друг для друга. "Запеченное" стекло дает и объем, и цвет, и свет, рождает то самое "впечатление", над которым так бились Моне, Матисс, Дега и другие. Шагал, будучи ярким колористом, тоже просился быть переосмысленным в стекле.
Тем более что повторить в красках "Над городом" Шагала или "Ирисы" Моне не решились бы, признаются художницы.
![Что получится, если положить Шагала и Моне в печку Что получится, если положить Шагала и Моне в печку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101872/83/1018728349_0:0:700:542_600x0_80_0_0_8a4f6e9f038598f37e131b73dff180b2.jpg)
"Стекло снимает робость. Ты никогда не покусился бы на этого гения живописи. Смотришь на него и вздыхаешь, падаешь в обморок: ну как ты начнешь это делать в масле? А стекло снимает напряжение, боязнь. Глаза боятся, руки делают", — объясняет Екатерина Звягинцева.
Причем это не копирование, подчеркивают художницы. Это с одной стороны учеба у великих мастеров, а с другой — собственный творческий поиск.
![Что получится, если положить Шагала и Моне в печку Что получится, если положить Шагала и Моне в печку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101870/67/1018706706_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_02464240b5bf0d84f20d5d879ea03587.jpg)
"Когда мы делаем это в стекле, все равно невольно интерпретируем, подгоняем работу мастера под наш материал. В итоге как бы невольно получается авторская вещь — ты же придумываешь решение, как тебе это воссоздать", — говорит художница Екатерина Кулешевич.
Менее чем за год две художницы под руководством Дианы Скачко создали около 400 работ. В большинстве своем это импровизации по мотивам известных авторов. Реже — оригинальные сюжеты.
![Что получится, если положить Шагала и Моне в печку Что получится, если положить Шагала и Моне в печку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101870/71/1018707113_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_74c96d1e3feecf89bfe97d469ab37c46.jpg)
"У нас есть оригинальные истории, девочки рисуют. Просто в живописи все очень субъективно. Очень много талантливых художников, которые пишут хорошо и красиво, но никогда не понятно, почему у одного выстрелило и получилось, а у другого нет", — рассуждает собеседница.
Результат непредсказуем
Стекло — удивительный материал, утверждает Екатерина Кулешевич. Зрителю, в конечном счете, он дарит необыкновенные ощущения света и цвета, автору — возможность укротить стихию.
"Когда работаешь с ним, ощущаешь необыкновенный кайф. Знаешь, что оно опасное и хрупкое, это добавляет адреналина. И ведь понимаешь — не должен его бояться, должен быть сильным", — рассказывает Кулешевич.
![Что получится, если положить Шагала и Моне в печку Что получится, если положить Шагала и Моне в печку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101870/71/1018707181_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_e80b89ace27d0cf7076a875b1b8fff2b.jpg)
Очки, перчатки, стеклорез — художница уверенно ломает отрезанные куски. А потом признается, что так до конца и не смогла укротить материал. Признается, что никогда до последнего не знает, что получится.
![Что получится, если положить Шагала и Моне в печку Что получится, если положить Шагала и Моне в печку - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/101870/66/1018706633_0:0:2592:1936_600x0_80_0_0_6088e6b88b50a814c310e7cfb92fe12d.jpg)
"Ты делаешь все, что от тебя зависит, учитываешь все предположения исходя из опыта. Но стекло все равно может потрещать или потечь, или съехать деталь, и ты не будешь понимать, из-за чего", — говорит художница. А потом, смеясь, добавляет, что у нее всегда есть возможность списать неожиданности на своих соавторов — стекло и огонь.
Зато каждая работа получается, в буквальном смысле, оригинальной и авторской.