Турецкие правящие круги пока не замечают "добрых услуг" Азербайджана и разыгрывают в Закавказье совсем не "миротворческую" карту, а скорее наоборот демонстрируют готовность использовать армяно-азербайджанский спор вокруг Нагорного Карабаха для давления на Россию.
Полагаю, что именно с этой целью в ходе недавнего визита министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу в Азербайджан турецкой стороной были сделаны заявления, намекающие на возможность силового разрешения карабахской проблемы.
Конечно, нельзя исключить, что обещания официальной Анкары "сделать все возможное для освобождения оккупированных земель Азербайджана" являются лишь ответной реакцией на заявления отдельных российских политиков о необходимости "нанести ядерный удар" или "вооружить курдов", однако готовность Турции надавить на больную мозоль в СНГ не вызывает особых сомнений.
Локальный конфликт в Нагорном Карабахе, несколько выпавший из фокуса общественного внимания, никогда по-настоящему не прекращался, а обстановка характеризуется военными экспертами как "стабильно напряженная". Символично, что очередная вспышка насилия, приведшая к многочисленным жертвам среди военнослужащих и гражданского населения случилась совсем недавно — в сентябре 2015-го года, как раз в период проведения 70-й сессии Генассамблеи ООН. Таким образом, ситуация в Нагорном Карабахе остается взрывоопасной, а это значит, что любое внешнее вмешательство может привести к полноценной войне между Арменией и Азербайджаном с перспективой втягивания иных государств и весьма негативными геополитическими последствиями.
При развитии такого сценария можно прогнозировать создание военного союза Азербайджана и Турции, выход Азербайджана из состава СНГ, включение в войну на стороне Армении России, государств ОДКБ (либо самоликвидацию данной организации) и Ирана. Подобный мрачный прогноз, конечно, маловероятен, однако в случае своего воплощения означает окончательное разрушение СНГ как площадки коллективного взаимодействия постсоветских республик. Кроме того, будет нанесен весьма серьезный вред для планов расширения евразийской экономической интеграции, важное место в которых занимает вовлечение в ЕАЭС Азербайджана, что возможно только через мирное и компромиссное разрешение карабахского вопроса.
Поэтому Беларуси, Азербайджану, Казахстану, равно как и иным участникам СНГ, ЕАЭС, являющимся партнерами России и Турции, необходимо применять всю совокупность дипломатических инструментов и политического влияния в целях недопущения перехода конфликта интересов России и Турции на Ближнем Востоке в столкновение этих стран в "болевых точках" СНГ. Естественно, представляется крайне сомнительным, что на настоящем этапе можно полностью дезавуировать российско-турецкие противоречия, однако видится вполне вероятным свести противостояние к взаимным экономическим санкциям и юридическим мерам в рамках международного арбитража.