Все мы знаем позицию нашей землячки, лауреата Нобелевский премии Светланы Алексиевич, которая искренне приветствует "европейский" выбор Украины. Не будем обсуждать плоды этого выбора. Попробуем сопоставить ее взгляд с высказываниями другого нобелевского триумфатора Иосифа Бродского, чья судьба, как и судьба Светланы Александровны, уникальна и неповторима. В принципе, их можно назвать современниками. Но грани мировоззрения существенно разнятся. В том числе и по украинскому вопросу.
Названный родителями Иосифом, в честь Сталина, Бродский стал одним из символов инакомыслия, пройдя через суд и ссылку, был вынужден покинуть родину (причем категорически не желая смешиваться с еврейской эмиграцией), уехать из Питера, который он так любил, но сумел "найти" себя на Западе, получить широкую известность, а заодно и Нобелевскую премию. Бродский отличался незаурядным умом философа, феноменальной памятью, лингвистическим даром, имел свой неповторимый взгляд на явления и процессы. Его реакция была непредсказуема и изящна. Он умел ответить на любой вопрос журналиста. К примеру, однажды, когда его спросили, что бы он посоветовал правительству Боливии, дабы улучшить положение в сельском хозяйстве, он, не задумываясь, на полном серьезе, посоветовал перестать выращивать каучуконосы и заменить их кукурузой! Казалось бы, где Бродский и где Боливия?!…
За эти свойства он получил от своего друга, поэта Евгения Рейна, пространное прозвище "в багрец и золото одетая лиса", с явным намеком на его премудрую рыжесть. Поэзия Бродского утонченна и метафорична, она состоит из необыкновенно красивых переплетений, взрывных мыслеформ, ассоциативных линий и нюансов. Она похожа на архитектуру Венеции, города, где поэт обрел окончательный покой на кладбище "Сан Микеле" в конце прошлого века.
Несколько дней назад в интернете снова появилось видео, где Бродский читает свое стихотворение "На независимость Украины", которое он написал в самом начале 90-х. Долгое время шли споры об истинности его авторства, но видеозапись поставила точку в этом вопросе. По своему мировоззрению Иосиф Александрович был приверженцем державности и человеком мира одновременно, что говорит о необыкновенной широте его личного горизонта. С болью истинного патриота он повествует:
"Дорогой Карл Хll, сражение под Полтавой, Слава Богу, проиграно.
Как говорил картавый: "время покажет Кузькину мать, руины,"
Кости посмертной радости, с привкусом Украины."
Бросает в дрожь от силы этих пророческих слов, от масштаба предчувствия беды, которая уже постигла братский народ, с которым всех нас связывает столько общего. И далее:
"Не нам, кацапам, их обвинять в измене,
Сами под образами, 70 лет в Рязани, с залитыми глазами Жили, как при Тарзане.
Скажем им звонкой матерью
Паузы медля строго:
Скатертью Вам, хохлы,
И рушником дорога!"
Откуда такое историческое предчувствие? В нём и ревность, и сокрушение, и предреченная трагедия.
Может, чем взвешеннее и пристальнее будет наш взгляд, тем более счастливой будет наша общая судьба? И если мы, констатируя, что у нобелевских лауреатов Бродского и Алексиевич принципиально разный взгляд на украинский вопрос, лишний раз попытаемся вникнуть в исторические процессы и аналогии, то обязательно увидим наши перспективы более широко и тонко. Ведь всегда очень интересно "просочиться под картинку", дабы узреть тончайшие конспирологические нити, преодолевая расхожие суждения, трезво и грамотно оценить реалии будущего. Все мы сегодня в точке бифуркации. Когда перед нами варианты выбора путей развития. Нужен лишь правильный и чёткий ориентир. При полном спокойствии, разумеется.
Мнения колумнистов могут не совпадать с позицией редакции