Зима у нас всегда ассоциировалась с самыми долгожданными праздниками, морозами и обилием снега на улицах. Снег — это неотъемлемая часть новогодней магии, очищения, восторга, который испытывал в детстве каждый. Это и самая нижняя точка годичного цикла, оледенения, за которой уже торопится новая жизнь и весна. Снеговики во дворах, езда на санках и лыжах, перестрелки снежками.
Однако уже многие начинают понимать, что в условиях жизни мегаполиса обилие снега оборачивается настоящим бедствием для инфраструктуры, транспорта и экологии. Осложняется и без того проблемное передвижение на автомобиле, парализуется общественный транспорт, затрудняется вывоз мусора и работа скорой помощи, возрастает число аварий и травматизм. Кроме этого, снег, лежащий на дорогах и тротуарах, очень быстро впитывает выхлопы двигателей, выбросы и сливы различных химических веществ, от чего становится серовато-грязным. Уже это сильно ухудшает городскую экологию. Занимаются уборкой снега коммунальные городские службы, а так же дворники. Простой ручной уборкой может заняться каждый желающий, а уж водитель просто обязан расчистить пространство вокруг своей машины.
Известно много способов борьбы со снегом и льдом. Самым популярным методом до недавних пор было нанесение на дорожное полотно смеси из песка и технической соли. Но какую солевую нагрузку ежегодно получает городская земля, обработанная этой смесью? Не лучший эффект и от специальных химических реагентов, которые разбрасываются на улицах в твердом и жидком виде. Обычно в их состав входит хлористый кальций, хлористый натрий, азот, мочевина и формиат натрия. Именно с этим связан тот факт, что почва в городе становиться безжизненной, а деревья постепенно умирают. Новые деревья, посаженные недавно, просто не приживаются в таких условиях.
В результате на дорогах белорусских городов зимой образуется каша из грязного снега и реагентов, которая пачкает транспорт и делает в несколько раз сложнее прогулку по улице. Кроме того, граждане прощаются со своей зимней обувью за один сезон — реагенты с легкостью убивают ботинки за пару месяцев. Соль и химия разъедают даже нитки на прошитой обуви, въедаются в натуральную кожу. Для обувных торговых сетей это безусловная выгода, но вот для бюджета горожанина это лишние расходы. Отдельная тема — это домашние животные, лапы которых перед прогулкой уже советуют наносить специальный воск или обувать в сапожки. Воздействие реагентов разрушает и само дорожное покрытие, и корпуса автомобилей. Самое плохое, что до сих пор нет серьезного анализа результатов воздействия химических составов на легкие и кожу городских жителей.
Иными словами, чем быстрее будут убирать черный, химический снег с улиц, тем лучше. Но куда же его увозят и что с ним делают? И здесь мы можем наблюдать не меньше сложностей.
Самый простой способ избавиться от снега — вывезти за город или сбросить в реку. У нас уже давно действуют так называемые "снежные полигоны", где тает убранный снег. Концентрация отравляющих веществ в таких местах очень высока. И естественно, почва под площадкой становиться мертвой и токсичной. Весной ее снимают слой за слоем и тоже отправляют на утилизацию. При этом все "полигоны" находятся в границе Минска, чтобы было ближе ехать машинам, и, по понятным причинам, их периодически нужно размещать на новом месте. Плюс большую опасность представляют нелегальные полигоны, где не ведется наблюдений и соответствующих работ.
Еще снег можно плавить. К примеру, Канада является пионером в этой области. Там снежную массу оперативно свозят на снегоплавильные установки, где очищенный и растопленный в воду снег сливается в канализационные стоки. Минский «Горремавтодор» в 2013 году стал использовать несколько мобильных машин для плавки снега, однако они оказались слишком дорогими и затратными в топливе. Да и с очисткой тоже возникли трудности.
В конце концов, минские власти решили последовать примеру Москвы, и санкционировали проектирование стационарных плавильных шахт. Если кратко, то механизм их действия следующий. Снег и лед ссыпается под контролем оператора в отсек, где их измельчают специальными приспособлениями. Далее содержимое отсека перемещается в резервуар с канализационной водой. Когда перемолотый снег падает в этот резервуар, он тает, так как температура канализационной воды около 14 градусов. Растаявший снег с канализационной водой течёт дальше на очистные сооружения. Открытие первой такой шахты в Минске на базе канализационных коллекторов планировалось на начало этой зимы. К сожалению, мне не удалось пока получить подтверждение.
Существует и масса других способов решения снежного вопроса без ущерба экологии. Например, в Финляндии стараются использовать не реагенты и песок, а мелкий гравий (от нескольких миллиметров до сантиметра). Они снижают скольжение, обеспечивая хороший контакт с дорогой пешеходам, велосипедам и автомобилям, движущимся на небольших скоростях в городе. Еще один плюс такого способа — это возможность многократного использования. Камешки остаются лежать на дорогах всю зиму, а весной их собирают специальными пылесосами. С другой стороны, большинство финских городов небольшие и вряд ли эта технология сможет полностью решить наши проблемы, а вот как дополнительное средство в парках, скверах и на пешеходных улицах, будет эффективной.
Все вышесказанное нисколько не умаляет нашего ожидания полноценной, снежной зимы. Снег выпал и нам опять нужно его убирать.