Василий Семашко, Sputnik.
Среди отдельных владельцев внедорожников существует традиция в непогоду выезжать на помощь застрявшим автомобилистам. По словам председателя Белорусской автомобильной внедорожной федерации (БАВФ) Евгения Селиверстова, этой традиции не меньше 5 лет, и регулярно этим занимаются не менее 20-25 джиперов.
Во время "Хавьера" 2013 года Селиверстов своим "Лендкрузером" за ночь вытащил не менее 60-ти застрявших автомобилей.
Прошедший над Беларусью 12 января циклон "Даниелла" оказался не столь мощным, как "Хавьер". Снега выпало немного, но многие, особенно неопытные, водители в автомобили не садились. Так что критических ситуаций, когда действительно требовалась помощь, на дорогах не возникало.
Не дожидаясь просьбы президента Лукашенко убирать снег, Селиверстов стал заниматься этим с утра в Заславле.
Там у председателя БАВФ база для внедорожников, регулярно участвующих в соревнованиях в песчаном карьере вблизи Заславля. Для того чтобы обеспечить туда зимой доступ зрителей, Селиверстов приспособил внедорожник для снегоочистки.
Снегоочистителем стал армейский "Шевроле Блейзер" 1986 года выпуска. Эти автомобили были в армии США до массового распространения там HMMWV, более известных как армейский "Хаммер" (не путать с гражданской пародией).
"Эксперты" с популярных сайтов, оценивающие автомобили по установленной там аудиосистеме и цвету подсветки приборной панели, поставят этой машине наихудшую оценку. Здесь есть только то, что надо для движения, и нет того, что надо для успешных продаж.
Салон отделан зеленым пластиком — удобно мыть из шланга. Вместо аудиосистемы — радиостанция. Электростеклоподъемников и прочих достижений цивилизации здесь нет. Зато есть дизель объемом 6,2 литра и возможность ездить по бездорожью. А после участия в джип-триале там стали "лишними" переднее сиденье и заднее стекло.
Снегоотвальная лопата от трактора "Беларус" МТЗ-82 была приобретена за 50 долларов в скупке металлолома. Поднимется она с помощью штатной лебедки, установленной впереди. Двухкнопочный пульт управления лебедкой на длинном кабеле вынесен в кабину, а направление снегоотвала вправо-влево меняется вручную.
Первым делом водитель-волонтер расчистил подходы к школе в центре города, рядом со своей базой. Потом — дорогу к православной церкви. "Больно смотреть на бабок, когда видишь, как по глубокому снегу пробираются в церковь", — сказал он.
Не забыл и про костел. Затем — несколько центральных улиц. Из-за продолжавшегося целый день снегопада многие места приходилось чистить не по одному разу. Селиверстов своими силами и за свой счет расчистил около 100 километров по улицам Заславля и израсходовал не менее 20 литров солярки.
Вместе с ним делали на центральных улицах ту же работу и коммунальщики на грузовиках. Но свою работу в центре города они начали позже.
При встрече на дороге водители коммунальных МАЗов высоко оценили "коллегу" — габариты внедорожника и мастерство водителя позволяют выполнять сложную работу по расчистке узких проездов.