Вера Дашкевич, Sputnik.
Сергей Королев — талантливый инженер и конструктор, человек, который придумал, как покорить космос, и, по сути, покорил его, умер 14 января 1966 года в Москве на операционном столе. Как писали газеты, "от сердечной недостаточности".
"Тов. С.П. Королев был болен саркомой прямой кишки. Кроме того, у него имелись: атеросклеротический кардиосклероз, склероз мозговых артерий, эмфизема легких и нарушение обмена веществ. С.П. Королеву была произведена операция удаления опухоли с экстирпацией прямой и части сигмовидной кишки. Смерть тов. С.П. Королева наступила от сердечной недостаточности (острая ишемия миокарда)", — говорилось в медицинском заключении, которое было опубликовано 16 января 1966 года в газете "Правда".
Стоит отметить, что злокачественную опухоль у Королева обнаружили уже во время операции. Было принято решение ее удалить. Понадобился интубационный наркоз, но ввести дыхательную трубку в шею так и не удалось. Конструктор не мог широко открыть рот — из-за давней травмы. Во время допросов в НКВД ему сломали обе челюсти.
Роковая травма
Королева арестовали в 1938 году по обвинению во вредительстве. К тому времени он успел поработать в должности замдиректора Реактивного научно-исследовательского института; провести испытания нескольких видов крылатых ракет — с пороховым и жидкостным двигателями. Под руководством Королева были разработаны проекты жидкостных крылатой и баллистической ракет дальнего действия, авиационных ракет для стрельбы по воздушным и наземным целям и зенитных твердотопливных ракет.
По одной из версий во время допроса следователь сломал ему челюсть — ударил графином по лицу. Королева приговорили к 10 годам лагерей, отправили на Колыму. Новый приговор в 1940-м определил новое наказание — 8 лет спецтюрьмы НКВД, где под руководством еще одного именитого заключенного, Андрея Туполева, Королев работал над созданием бомбардировщиков Пе-2 и Ту-2. Там же он инициировал и собственные проекты — управляемой аэроторпеды и нового варианта ракетного перехватчика. Со временем его перевели в другую "шаражку" — в Казань, где специализировались на ракетных двигателях. Освободили его лишь в 1944-м по личному распоряжению Сталина.
Тюремные тайны
Одни знакомые Королева утверждали, что тюрьма сделала из него циника и пессимиста. Его любимой фразой стала — "хлопнут без некролога". Другие, в частности летчик-космонавт Алексей Леонов, настаивают, что озлобленности на советскую власть у Королева не было.
"Он никогда не жаловался, никого не проклинал, не ругал. У него на это не было времени. Он понимал, что озлобленность вызывает не творческий порыв, а угнетение", — вспоминал Леонов в интервью авторам документального фильма "Первые на Марсе. Неспетая песня Сергея Королева".
Более того, даже супруга конструктора Ксения Вицентини до последнего избегала открыто вспоминать о роковой травме. Когда журналист Ярослав Голованов, организовавший одно из первых расследований, спросил у нее про проблемы с челюстью, она сказала, что никогда не слышала от Королева про травму. Хотя признала "он действительно не мог широко открыть рот, и я припоминаю: когда ему предстояло идти к зубному врачу, он всегда нервничал".
Врачебная ошибка
Ответственность за смерть Королева несут и врачи, считает латвийский хирург, академик Виктор Калнберз. Об этом он уже в новом веке рассказывал журналистам в программе "Вопрос с пристрастием".
Его аргумент — не было проведено достаточного предоперационного обследования. Он убежден: при правильном подходе операция не должна была закончиться таким исходом.
"Он шел на операцию, минуя поликлинику, семейного врача — низшую ступень обследования. Он сразу пошел к академику, который считал, что патология несерьезная. А во время операции появилось подозрение на опухоль, а раз так, то нужно было проводить другую операцию… Недооценили ситуацию. Здесь виновато не отсутствие медицинской техники или инструментов. Всему причиной стал человеческий фактор", — считает друг семьи Королевых.
Помимо разработки баллистических ракет, Королев придумал и вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли, осуществил успешный запуск космического корабля "Восток-1" с человеком на борту. Он успел разработать три поколения кораблей: кроме "Востока", были еще "Восход" и "Союз", на которых впервые в истории был осуществлен выход человека в открытый космос.