Главные национальные забавы белорусов: следить за курсами валют, ругать власть и обсуждать представителя страны на "Евровидение". Причем, последняя, судя по накалу страстей и количеству комментариев в интернете — главное событие каждый год.
И каждый год с отбором на "Евровидение" происходит одно и то же: выбирают "не тех". Виноват во всем обычно Александр Тиханович, создатель "Еврофеста". Но большинство белорусов забыли, что проекта уже давно не существует, а отбор на конкурс курируют теперь совсем другие люди — виноват все равно народный артист и остальные "плохие члены жюри".
Белтелерадиокомпания поступила в этом году очень хитро: отказалась от мнения профессионалов и доверила выбор делегата на музыкальный форум только телезрителям. Сделано это, очевидно, с одной целью: чтобы к организаторам уже не было никаких претензий из-за выбора исполнителя. Но отбор этого года показал, что и эта система несовершенна. Вовсе не потому, что все равно остались недовольные (они всегда будут), а потому что не минимизированы все риски "накруток" и тому подобного.
У многих вызывает вопрос: как это, никому не известный в стране Саша Иванов внезапно набрал 23 тысячи голосов от телезрителей, хотя во всех интернет-голосованиях побеждали другие? Некоторые даже подсчитали: эти голоса стоят всего лишь пять тысяч долларов. "А что эти деньги для Дробыша (продюсера Иванова — Sputnik)?" — задавались риторическим вопросом участники национального отбора. Конечно, с уверенностью сказать никто не может, но вопросы действительно возникают.
Действительно, "организовать правильное голосование" в Беларуси — совсем не проблема. Это продемонстрировала и команда певицы Napoli: ее продюсер признался, что для голосования они "активизировали" людей. Все же остальные, кто не вкладывал деньги в собственное продвижение, набрали в десять раз меньше голосов.
И ведь не потому, что они менее интересные. Даже если судить по сайту Sputnik, то белорусам интересны были, скажем, Валерия Садовская и группа The EM — они несколько дней уверенно лидируют по поисковым запросам. Но им никто голосование "не организовал".
Преданные фанаты "Евровидения", давно следящие за конкурсом, сразу скептически отнеслись к институту зрительского голосования. И мне тоже кажется, что от него стоило бы отойти. Но не вернуть "профессиональное жюри", ведь в нашей маленькой стране все между собой знакомы и все может решиться только из-за того, кто с кем больше дружит.
Многие европейские страны выбирают представителя на конкурс при помощи артистов из других стран. Скажем, в прошлом году Алена Ланская судействовала в бельгийском отборе. И многим такая система отбора кажется самой оптимальной. Ведь можно попросить ряд артистов или критиков из других стран оценить конкурсные песни и проставить баллы. И тогда уже нельзя будет сказать, что какой-нибудь белорусский исполнитель "договорился" с экспертом, скажем, из Сан-Марино.
Иначе есть риск превратить национальный отбор на "Евровидение" в борьбу денег и фан-клубов. А этого, определенно, не хотят ни организаторы конкурса, ни артисты.
Мнение колумниста может не совпадать с позицией редакции.