Столичные водители такси, еще недавно утверждавшие, что им не страшен приход Uber на белорусский рынок, устроили "стихийную" встречу-протеста. По данным СМИ, на нее собрались около 80 водителей. Из шести тысяч легально работающих в Минске. Конечно, в процентном соотношении количество невелико, но кто сказал, что на этом водители остановятся?
Как и в Европе, таксисты недовольны Uber, который на днях запустил в Минске свою бюджетную службу UberX. По мнению водителей, компания демпингует и действует нечестно. При этом, таксисты отмечают: они не против конкуренции, но хотят, чтобы она была честной.
Часто пользуясь услугами такси, я неоднократно слышал жалобы на низкие тарифы, высокие сборы диспетчерских служб и постоянные "придирки" со стороны властей. Мол, по одним и тем же тарифам водители вынуждены ездить уже слишком долго, а устанавливались эти тарифы в те времена, когда доллар стоил восемь тысяч рублей. Кроме этого, некоторые диспетчерские службы принимают ежемесячные сборы за свои услуги в долларах, по мнению таксистов, это тоже несправедливо в условиях растущего курса.
К слову, тот же Uber за несколько месяцев своей работы в Минске не вызвал нареканий со стороны властей. Можно сделать вывод, что работают они вполне законно. Дело, скорее, в том, что "традиционные такси" не успевают приспособиться к новым условиям рынка и конкурировать с пришедшими с Запада сервисами.
Конечно, этим недовольно большинство таксистов. Но выйдут ли они на протест, чтобы быть услышанными? Исполнял ли угрозу проехаться колонной по кольцевой автодороге и парализовать движение в Минске? Мне кажется, что вряд ли.
Во-первых, в Беларуси нет как таковой культуры протеста. Мы это видим на множестве примеров. Во-вторых, многие побоятся репрессивных мер и потерять работу, а трудоустроиться в Беларуси сегодня не так просто, особенно на сносную зарплату. Ну и в-третьих, протест таксистов вряд ли поддержат их клиенты, что сделает его не таким массовым и серьезным, как могло бы быть.
Впрочем, хотелось бы верить, что диспетчерским службам хватит активного обсуждения проблемы в социальных сетях, чтобы изменить тарифы и пойти навстречу водителям, которые с ними работают. И пусть это не придется по вкусу клиентам (цены же вырастут), но так будет справедливо, ведь стоимость километра поездки дорожает у нас куда медленнее не только бензина, но даже продуктов питания.