Василий Семашко, Sputnik.
Километровые очереди грузовиков, уставшие лица водителей, сутками живущих на обочине… Картинка на белорусско-литовском участке границы один в один напоминает ситуацию пятилетней давности. И в 2011 году, и в 2016 проблемы на КПП "Каменный лог", впрочем как и на других пунктах пропуска, возникли из-за несогласованности действий транспортных ведомств России и Польши в части регулирования международных автомобильных перевозок.
С 1 февраля были приостановлены автоперевозки грузов между Россией и Польшей. Москва и Варшава не могут договориться о квотах на выдачу разрешений на 2016 год, к тому же польская сторона недовольна изменениями законодательства РФ в этой части. Свои действия не могут согласовать ведомства, а страдают люди.
Российские автоперевозчики, чтобы объехать территорию Польши, используют паромные перевозки из балтийских портов. Грузовые потоки с белорусско-польской границы переориентируются на белорусско-литовскую — Литва стала перевалочной базой, на КПП существенно возросли очереди и нагрузка на белорусских таможенников и пограничников. Водители, как и пять лет назад, жалуются на отсутствие условий — возможности отдохнуть, поесть, элементарно — сходить в туалет.
В Госпогранкомитете проблемы водителей понимают, но в обязанности пограничников входит защита рубежей, а не создание инфраструктуры для водителей. К решению этого вопроса должны подключиться другие ведомства. Складывающаяся на КПП ситуация ни ГПК, ни таможенникам оптимизма тоже не добавляет.
По данным ГПК, в последние дни пункты пропуска на литовском направлении работают на пределе своих возможностей. "Нам пришлось усилить смены сотрудников на границе, пункты пропуска работают с мощностью выше проектной", — сказал Sputnik пресс-секретарь Госпогранкомитета Александр Тищенко.
По данным пограничников, выезда из Беларуси в сутки ожидают от 300 до 500 грузовиков. Самая большая очередь наблюдается в пункте пропуска "Каменный лог" — 150 машин. Въезда в Беларусь в свою очередь ждут более 200 машин.
В сопровождении представителя сморгонской погрангруппы изучаем обстановку на месте. В накопителях стоит около сотни фур, на шесть километров растянулась колонна грузовиков, ожидающих въезда в пункт пропуска. Подходим к водителям, чтобы поговорить.
"Из-за того, что происходит, путь растягивается на неделю: 267 километров с грузом до Вильнюса и обратно ехал с понедельника по пятницу", — жалует минчанин Игорь.
Его коллега из Смоленска Владимир выглядит еще более уставшим: "Проезд из Вильнюса до терминала на литовской стороне — сутки, семь километров очереди на границе ехал еще полтора суток". Он везет скоропортящийся груз, раньше со своими овощами проезжал без очереди.
Дальнобойщики признаются, что хоть и привыкли к тяготам пути, но за последние пять лет подзабыли ощущения в таких очередях. Теперь они испытывают дежавю — годы прошли, а рядом с границей так и не появились элементарные удобства, которые делают ожидание не таким мучительным.
"Что будет дальше — не знаем. Надеемся, что когда-нибудь очередь исчезнет", — вздыхают собеседники Sputnik. И признаются, что устали не только от дорог, но и от того, что чиновники не могут договориться заранее.
В день, когда мы приехали на границу, ситуация осложнилась еще и погодными условиями. В связи с уборкой подъездных дорог движение фур еще больше затруднилось.