Второй смертный приговор вынесен в Беларуси с начала этого года. И, скорее всего, он не будет последним. Каждая подобная новость вызывает в нашем обществе неоднозначную реакцию и бурные споры. Одни с возмущением требуют прекратить акты бесчеловечной жестокости (РБ единственная страна в Европе, которая применяет смертную казнь), другие одобряют высшую меру наказания для очередного убийцы.
Давайте отвлечемся от политических деклараций или юридических тонкостей. Проблема в том, что в реальной жизни правом на убийство обладает тот, кто сам это право себе присвоил. Если один человек захочет лишить жизни другого, то ничто ему не помешает. Даже государство. И отнять это право невозможно именно потому, что оно — самовольно присвоенное. Уголовное законодательство всех стран запрещает убийство. Что нисколько не мешает людям убивать друг друга.
Единственное, что более-менее может сдержать количество этих преступлений — институт возмездия, который может иметь разные варианты наказания. Но, как показывает практика, ни ужесточение наказания, ни его смягчение существенно не влияет на число убийств. Поскольку совершают их под воздействием эмоций, по глупости, из жадности, страсти к наживе или по религиозным и политическим соображениям. В последнем случае перспектива наказания никогда не останавливала фанатиков, для которых идеалы важнее собственной жизни.
Таким образом, речь идет не о преступлениях, а о том, что делать с преступниками, чья вина доказана и не подлежит сомнению? Может ли лишение жизни быть адекватной мерой наказания или нет?
На референдуме 1996 года большинство белорусов высказалось против отмены смертной казни. Но тогда общество было озлоблено и запугано экономическим кризисом, растеряно крахом старых идеологий, политической неразберихой и потоками криминальных новостей, которые лились с экранов телеканалов и страниц газет. В такие моменты раздражение и страх в людях ищут мишень и требуют жертвы. Кроме этого, сыграло роль и советское воспитание, убежденность в том, что государство имеет право на смертную казнь, как форму защиты общества от врагов.
Лично я пришел к убеждению, что показатель состоятельности, умственной полноценности и компетентности общества заключается и в том, в какой мере оно может содержать своих маргиналов и преступников. И это касается не только отмены смертной казни, но и условий отбывания наказания. Человек может быть лишен свободы, но не права на человеческое существование. Если социум нездоров, то он обязан это признавать и взять на себя ответственность, а не искать "козла отпущения".
В любом случае, вопрос о смертной казни должен решаться всем белорусским обществом. Со времени того референдума успело вырасти не одно новое поколение, которое по-другому смотрит на жизнь, имеет свои идеалы и ценности. Возможно, пора положить конец этой процедуре.