Виталий Чуясов, Sputnik.
Водитель-дальнобойщик Алексей уже две недели не был дома. В начале февраля он выехал с грузом из Казахстана в Чехию транзитом через Украину. На подъезде ко Львову ему позвонил начальник и распорядился разворачивать машину в сторону Беларуси. К этому времени на украинских дорогах уже началась охота на фуры с российскими номерами.
"За 26 километров до белорусской границы люди в военной форме, но без знаков отличия, перегородили дорогу. Пытались вытащить меня из кабины, угрожали. Были трезвыми, но вели себя явно неадекватно. Успокоились только тогда, когда я показал через стекло белорусский паспорт. Поругались еще немного — мол, деньги для москалей зарабатываешь. И отпустили", — вспоминает водитель.
Свою историю Алексей рассказал корреспондентам Sputnik в Беняконях — одном из автодорожных пунктов пропуска на белорусско-литовской границе. Делать "крюк" на Литву ему пришлось еще и потому, что между Россией и Польшей остается нерешенным вопрос взаимных разрешений, так называемых "дозволов", по автоперевозкам.
Возможно, это стало одной из причин, почему нагрузка на белорусские пункты пропуска увеличилась. В воскресенье, 14 февраля, по обе стороны границы в районе Беняконей скопилось около 300-400 машин на въезд и выезд. Помощник командира Лидского погранотряда, подполковник Валерий Поздняков за 20 лет службы помнит и большие очереди. Но, по его словам, сегодняшняя ситуация действительно нетипичная, если учесть, что несколько лет назад была проведена реконструкция пункта пропуска.
"В 1997 году, когда "Бенякони" только открывались, здесь было пару вагончиков на дороге. Сейчас все совершенно по-другому", — пограничник показывает огороженный комплекс из нескольких современных зданий, стоянку-накопитель, автоматические шлагбаумы.
Однако все это дальнобойщики видят не сразу — некоторые даже при сравнительно небольших очередях проводят в ожидании оформления больше суток, т.е. в прямом смысле живут на дороге.
"С восьми часов ни одной подвижки — а уже скоро обед", — жалуется нам дальнобойщик Сергей. Он уже не первый раз пересекает западную границу Таможенного союза в Беняконях. По словам Сергея, в конце прошлого года "подъезжал прямо к шлагбауму", а теперь его фура ближе к концу второй полусотни. Очередь не кажется ему очень большой, хотя, как и другим дальнобойщикам, водителю хотелось бы проходить границу быстрее.
А вот его коллеги, чьи машины завернули на стоянку перед придорожной гостиницей, уже начинают "кипятиться". По их мнению, движение у Беняконей организовано далеко не оптимально, предлагают поставить дополнительные светофоры и знаки, чтобы легче было становится в очередь фур тем, кто не успел с ходу уложиться в график вождения по тахографу и должен прекратить движение и отдохнуть. Подполковник Поздняков пообещал обсудить вопрос со специалистами.
Все 25 мест пригостиничной стоянки заняты машинами, парковка в сутки стоит 40 тысяч белорусских рублей. А вот в самой гостинице на 12 мест занято семь.
"Но это для нас очень много, обычная заполняемость составляет 12-14%", — пояснила администратор, добавив, что водителей среди их клиентов мало, в основном командировочные. Койко-место в двухместном номере обходится им в 190 тысяч рублей.
Кафе также пустует, хотя цены вполне демократичные.
"У наших (водителей — Sputnik) у всех в последнее время ссобойки", — жалуется на кризис с клиентами хозяйка заведения.
"У нас вообще в кабине все удобства", — подтверждает дальнобойщик Сергей, когда мы просим его оценить уровень приграничного сервиса.
Собеседник Sputnik не согласен с обвинениями в адрес белорусских водителей в нарушении санитарных норм на границе. "Гадят", по его словам, в основном поляки.
"Почему-то не могут донести пакет с мусором до ближайшего контейнера", — жалуется уборщица местного ЖКХ.
Снег с обочин уже сошел и они чисты. Так что списать очереди на неблагоприятные погодные условия, затруднившие прохождение участка, не получится.
"Пока будут границы, будут и очереди", — резюмировал подполковник Поздняков, добавив, что в Беняконях проводится эксперимент по отмене контрольных талонов при прохождении оформления, в дальнейшем новая система заработает на постоянной основе.