Виталий Чуясов, Sputnik.
Водитель-дальнобойщик Алексей уже две недели не был дома. В начале февраля он выехал с грузом из Казахстана в Чехию транзитом через Украину. На подъезде ко Львову ему позвонил начальник и распорядился разворачивать машину в сторону Беларуси. К этому времени на украинских дорогах уже началась охота на фуры с российскими номерами.
"За 26 километров до белорусской границы люди в военной форме, но без знаков отличия, перегородили дорогу. Пытались вытащить меня из кабины, угрожали. Были трезвыми, но вели себя явно неадекватно. Успокоились только тогда, когда я показал через стекло белорусский паспорт. Поругались еще немного — мол, деньги для москалей зарабатываешь. И отпустили", — вспоминает водитель.
Свою историю Алексей рассказал корреспондентам Sputnik в Беняконях — одном из автодорожных пунктов пропуска на белорусско-литовской границе. Делать "крюк" на Литву ему пришлось еще и потому, что между Россией и Польшей остается нерешенным вопрос взаимных разрешений, так называемых "дозволов", по автоперевозкам.
Возможно, это стало одной из причин, почему нагрузка на белорусские пункты пропуска увеличилась. В воскресенье, 14 февраля, по обе стороны границы в районе Беняконей скопилось около 300-400 машин на въезд и выезд. Помощник командира Лидского погранотряда, подполковник Валерий Поздняков за 20 лет службы помнит и большие очереди. Но, по его словам, сегодняшняя ситуация действительно нетипичная, если учесть, что несколько лет назад была проведена реконструкция пункта пропуска.
![Подполковник Поздняков и водитель российской фуры Алексей, которого спас белорусский паспорт. Подполковник Поздняков и водитель российской фуры Алексей, которого спас белорусский паспорт. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102021/73/1020217323_0:0:1280:720_600x0_80_0_0_800c951b32b88bb73a33806ccd68dfc6.jpg)
"В 1997 году, когда "Бенякони" только открывались, здесь было пару вагончиков на дороге. Сейчас все совершенно по-другому", — пограничник показывает огороженный комплекс из нескольких современных зданий, стоянку-накопитель, автоматические шлагбаумы.
Однако все это дальнобойщики видят не сразу — некоторые даже при сравнительно небольших очередях проводят в ожидании оформления больше суток, т.е. в прямом смысле живут на дороге.
"С восьми часов ни одной подвижки — а уже скоро обед", — жалуется нам дальнобойщик Сергей. Он уже не первый раз пересекает западную границу Таможенного союза в Беняконях. По словам Сергея, в конце прошлого года "подъезжал прямо к шлагбауму", а теперь его фура ближе к концу второй полусотни. Очередь не кажется ему очень большой, хотя, как и другим дальнобойщикам, водителю хотелось бы проходить границу быстрее.
![Дальнобойщик Сергей приехал на границу в 8 часов утра и к обеду его машина в конце очереди не сдвинулась с места. Дальнобойщик Сергей приехал на границу в 8 часов утра и к обеду его машина в конце очереди не сдвинулась с места. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102021/77/1020217788_0:0:1280:720_600x0_80_0_0_5548435ff9ebd729954155872ad85601.jpg)
А вот его коллеги, чьи машины завернули на стоянку перед придорожной гостиницей, уже начинают "кипятиться". По их мнению, движение у Беняконей организовано далеко не оптимально, предлагают поставить дополнительные светофоры и знаки, чтобы легче было становится в очередь фур тем, кто не успел с ходу уложиться в график вождения по тахографу и должен прекратить движение и отдохнуть. Подполковник Поздняков пообещал обсудить вопрос со специалистами.
Все 25 мест пригостиничной стоянки заняты машинами, парковка в сутки стоит 40 тысяч белорусских рублей. А вот в самой гостинице на 12 мест занято семь.
![Приграничные гостиница и кофе не пользуются большой популярностью у водителей фур – у них все с собой. Приграничные гостиница и кофе не пользуются большой популярностью у водителей фур – у них все с собой. - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102021/79/1020217922_0:0:1280:720_600x0_80_0_0_2b9a69a2af6345b7295204c562fb975e.jpg)
"Но это для нас очень много, обычная заполняемость составляет 12-14%", — пояснила администратор, добавив, что водителей среди их клиентов мало, в основном командировочные. Койко-место в двухместном номере обходится им в 190 тысяч рублей.
Кафе также пустует, хотя цены вполне демократичные.
"У наших (водителей — Sputnik) у всех в последнее время ссобойки", — жалуется на кризис с клиентами хозяйка заведения.
"У нас вообще в кабине все удобства", — подтверждает дальнобойщик Сергей, когда мы просим его оценить уровень приграничного сервиса.
Собеседник Sputnik не согласен с обвинениями в адрес белорусских водителей в нарушении санитарных норм на границе. "Гадят", по его словам, в основном поляки.
![КПП Бенякони КПП Бенякони - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102021/82/1020218204_0:0:3000:1997_600x0_80_0_0_1087e4a49ba743e23900a6381d658a49.jpg)
"Почему-то не могут донести пакет с мусором до ближайшего контейнера", — жалуется уборщица местного ЖКХ.
Снег с обочин уже сошел и они чисты. Так что списать очереди на неблагоприятные погодные условия, затруднившие прохождение участка, не получится.
"Пока будут границы, будут и очереди", — резюмировал подполковник Поздняков, добавив, что в Беняконях проводится эксперимент по отмене контрольных талонов при прохождении оформления, в дальнейшем новая система заработает на постоянной основе.