На несколько дней под одной крышей собрались все автомобили, обслуживавшие за последние сто лет лидеров страны: Николая II, Ленина, Сталина, Хрущева, Брежнева, Горбачева, Ельцина и Путина. Впервые российской публике показали современный президентский кортеж с основным автомобилем, сопровождением и мотоциклетным эскортом.
Смотрите в фотоленте Sputnik отчет с экспозиции.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинНачалу коллекции Гаража Особого Назначения (ГОН) положили автомобили, которыми пользовался последний российский царь Николай II. В 1910 году в его гараже насчитывалось 22 автомобиля. 17 машин были закреплены за свитой, дворцовым комендантом и хозяйственными службами, а пять обслуживали семью самодержца, причем четыре из них были марки "Delaunay-Belleville" ("Делонэ-Бельвилль").
![Delaunay-Belleville (Делонэ-Бельвилль) Delaunay-Belleville (Делонэ-Бельвилль) - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102068/62/1020686243_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_407aa8283f79144e9f7789a523d01439.jpg)
1/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
Началу коллекции Гаража Особого Назначения (ГОН) положили автомобили, которыми пользовался последний российский царь Николай II. В 1910 году в его гараже насчитывалось 22 автомобиля. 17 машин были закреплены за свитой, дворцовым комендантом и хозяйственными службами, а пять обслуживали семью самодержца, причем четыре из них были марки "Delaunay-Belleville" ("Делонэ-Бельвилль").
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинВ 1906 году водителем императора стал француз Адольф Кегресс. Управление Собственным Его Императорского Величества Гаражом Кегресс совмещал с исследовательской работой по улучшению устойчивости и проходимости автомобилей в зимнее время. После Февральской революции и последующего в начале марта отречения Императора от престола Кегресс, не дожидаясь окончания революционного процесса, с женой и тремя детьми бежал на царском автомобиле в Финляндию, откуда вернулся к себе на родину. По одной из версий царский лимузин был продан в Швеции и перестроен в 16-местный автобус и работал на междугородной линии Хувудста-Стокгольм.
![Delaunay-Belleville (Делонэ-Бельвилль) Delaunay-Belleville (Делонэ-Бельвилль) - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102068/70/1020687042_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_82e2d6a4e24fd3de29a634957454f5b0.jpg)
2/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
В 1906 году водителем императора стал француз Адольф Кегресс. Управление Собственным Его Императорского Величества Гаражом Кегресс совмещал с исследовательской работой по улучшению устойчивости и проходимости автомобилей в зимнее время. После Февральской революции и последующего в начале марта отречения Императора от престола Кегресс, не дожидаясь окончания революционного процесса, с женой и тремя детьми бежал на царском автомобиле в Финляндию, откуда вернулся к себе на родину. По одной из версий царский лимузин был продан в Швеции и перестроен в 16-местный автобус и работал на междугородной линии Хувудста-Стокгольм.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинПосле отречения Николая II от престола автомобили из его гаража перешли к автобазе Временного правительства. Гараж особого назначения был создан решением Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года. Возглавил гараж личный водитель Ленина Степан Гиль.
![Гараж особого назначения Гараж особого назначения - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102068/81/1020688192_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_f4847de38c01e0687eb1f56622e10a01.jpg)
3/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
После отречения Николая II от престола автомобили из его гаража перешли к автобазе Временного правительства. Гараж особого назначения был создан решением Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года. Возглавил гараж личный водитель Ленина Степан Гиль.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинВ 1920-е годы советское правительство для нужд политической элиты закупило за рубежом около полутора десятков автомобилей различных марок. В основном это были американские и английские лимузины. Они обслуживали Ленина, Сталина, Троцкого, Луначарского. На фото – Паккард -120.
![Паккард -120 Паккард -120 - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102068/82/1020688296_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_673cb59964eeee4e016e8669ad7a068f.jpg)
4/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
В 1920-е годы советское правительство для нужд политической элиты закупило за рубежом около полутора десятков автомобилей различных марок. В основном это были американские и английские лимузины. Они обслуживали Ленина, Сталина, Троцкого, Луначарского. На фото – Паккард -120.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинОдной из любимых машин Сталина стал подаренный президентом США Рузвельтом американский автомобиль Packard Twelve. Примечательно, что первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился перекрасить ее в черный. Автомобиль настолько полюбился Вождю Народов, что за основу послевоенных советских лимузинов ЗиС были положены разработки именно этой американской марки. На фото: американские довоенные "Паккард-120" и "Паккард-180" и советский послевоенный лимузин ЗиС-115.
![Паккард-120 и Паккард-180 и советский послевоенный лимузин ЗиС-115 Паккард-120 и Паккард-180 и советский послевоенный лимузин ЗиС-115 - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102068/86/1020688663_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_5e5c043d5f6f3997d4c07d59ea0b25e8.jpg)
5/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
Одной из любимых машин Сталина стал подаренный президентом США Рузвельтом американский автомобиль Packard Twelve. Примечательно, что первоначально машина была белого цвета, но Сталин распорядился перекрасить ее в черный. Автомобиль настолько полюбился Вождю Народов, что за основу послевоенных советских лимузинов ЗиС были положены разработки именно этой американской марки. На фото: американские довоенные "Паккард-120" и "Паккард-180" и советский послевоенный лимузин ЗиС-115.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинПервым советским лимузином считается американский автомобиль "Бьюик 32-90", который под маркой "Ленинград-1" собрали на заводе "Красный Путиловец" в 1933 году в количестве шести штук. Позже эта конструкция легла в основу автомобиля ЗиС-101, который выпускался в 1936—1941 годах. За все время производства было выпущено 8 752 автомобиля.
![Автомобиль Бьюик 32-90 Автомобиль Бьюик 32-90 - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102068/94/1020689465_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_1e33f5b79e1f41d13ed81f12136b4b4b.jpg)
6/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
Первым советским лимузином считается американский автомобиль "Бьюик 32-90", который под маркой "Ленинград-1" собрали на заводе "Красный Путиловец" в 1933 году в количестве шести штук. Позже эта конструкция легла в основу автомобиля ЗиС-101, который выпускался в 1936—1941 годах. За все время производства было выпущено 8 752 автомобиля.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинВ отличие от более поздних лимузинов, выпускаемых на заводе ЗИЛ, автомобили ЗИС-101 и ЗИС-110 — обслуживали не только высших партийных и государственных чиновников, но и использовались в качестве маршрутных такси в крупных городах СССР. На фото: довоенные модели ЗиС-101 и ЗиС-101А и послевоенный ЗИС-110.
![Довоенные модели ЗиС-101 и ЗиС-101А и послевоенный ЗИС-110 Довоенные модели ЗиС-101 и ЗиС-101А и послевоенный ЗИС-110 - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/17/1020691753_0:0:1809:1108_600x0_80_0_1_f0799af2086c14e1d41d251ca38380ad.jpg)
7/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
В отличие от более поздних лимузинов, выпускаемых на заводе ЗИЛ, автомобили ЗИС-101 и ЗИС-110 — обслуживали не только высших партийных и государственных чиновников, но и использовались в качестве маршрутных такси в крупных городах СССР. На фото: довоенные модели ЗиС-101 и ЗиС-101А и послевоенный ЗИС-110.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинПосле войны основным автомобилем советской номенклатурной элиты стали автомобили ЗиС-110, прототипом которых из-за предпочтений Сталина послужили американские модели фирмы "Паккард".
![Послевоенный ЗИС-110Б Послевоенный ЗИС-110Б - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102068/99/1020689903_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_ff2587d16f21d20d770243a8b970f96d.jpg)
8/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
После войны основным автомобилем советской номенклатурной элиты стали автомобили ЗиС-110, прототипом которых из-за предпочтений Сталина послужили американские модели фирмы "Паккард".
© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкМаскот автомобиля ЗИС-110Б. Автомобиль выпускался в трех типах кузова – лимузин, седан и кабриолет. Кабриолеты использовались высшими командными чинами для принятия парадов.
![Выставка Гараж особого назначения Выставка Гараж особого назначения - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/42/1020694245_0:0:3269:2048_600x0_80_0_1_e6602732e402f5b49c5ffe7e9cc36e68.jpg)
Маскот автомобиля ЗИС-110Б. Автомобиль выпускался в трех типах кузова – лимузин, седан и кабриолет. Кабриолеты использовались высшими командными чинами для принятия парадов.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинТоповой версией ЗиС-110 является бронированный лимузин ЗиС-115. На ЗИС-115 была применена особая система бронирования — бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Боковые стекла в дверях имели толщину 75 мм и были настолько тяжелыми, что поднимались гидравлическими домкратами. Внешне ЗиС-115 ничем не отличается от ЗиС-110. Именно ЗиС-115 доставил Сталина на Ближнюю дачу в феврале 1953-го. С 1948 по 1949 годы было выпущено 32 ЗИС-115. До наших дней сохранилось 8 экземпляров автомобиля. Впоследствии СССР не производил бронированные легковые автомобили вплоть до 1983 года.
![Бронированный лимузин ЗиС-115 Бронированный лимузин ЗиС-115 - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/02/1020690247_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_988e0142ca16c59bf69aea883f677801.jpg)
10/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
Топовой версией ЗиС-110 является бронированный лимузин ЗиС-115. На ЗИС-115 была применена особая система бронирования — бронекапсула: защита представляла собой единую оболочку из брони, обшитую снаружи кузовными панелями. Боковые стекла в дверях имели толщину 75 мм и были настолько тяжелыми, что поднимались гидравлическими домкратами. Внешне ЗиС-115 ничем не отличается от ЗиС-110. Именно ЗиС-115 доставил Сталина на Ближнюю дачу в феврале 1953-го. С 1948 по 1949 годы было выпущено 32 ЗИС-115. До наших дней сохранилось 8 экземпляров автомобиля. Впоследствии СССР не производил бронированные легковые автомобили вплоть до 1983 года.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинС приходом к власти Хрущева сталинские броневики уступили место кабриолетам. 14 апреля 1961 года открытый ЗИЛ-111В встретил в Москве первого космонавта Юрия Гагарина.
![Открытый ЗИЛ-111В Открытый ЗИЛ-111В - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/05/1020690586_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_4712554b1724bf63071267129d59b406.jpg)
11/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
С приходом к власти Хрущева сталинские броневики уступили место кабриолетам. 14 апреля 1961 года открытый ЗИЛ-111В встретил в Москве первого космонавта Юрия Гагарина.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинПо заведенной еще с модели "Ленинград-1" традиции советские правительственные лимузины подражали американской автомобильной моде. В частности советские лимузины ЗиЛ-111 и ГАЗ-13 "Чайка" повторяли дизайн американского "Паккард Карибиан" образца 1955 года, а более поздний ЗиЛ-111Г внешне напоминал "Кадиллаки" образца 1961 года. После списания некоторые автомобили передавались во Дворцы бракосочетаний, где обслуживали свадебные торжества. В частности ЗиЛ-111Г можно увидеть в фильме "Одиноким предоставляется общежитие".
![ЗиЛ-111 ЗиЛ-111 - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/08/1020690853_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_7921f1ff41697383fa2014894cbb696e.jpg)
12/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
По заведенной еще с модели "Ленинград-1" традиции советские правительственные лимузины подражали американской автомобильной моде. В частности советские лимузины ЗиЛ-111 и ГАЗ-13 "Чайка" повторяли дизайн американского "Паккард Карибиан" образца 1955 года, а более поздний ЗиЛ-111Г внешне напоминал "Кадиллаки" образца 1961 года. После списания некоторые автомобили передавались во Дворцы бракосочетаний, где обслуживали свадебные торжества. В частности ЗиЛ-111Г можно увидеть в фильме "Одиноким предоставляется общежитие".
© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкОрнамент автомобиля ЗИЛ-111Д. Производство лимузинов в СССР было делом не рентабельным и носило сугубо имиджевый характер. Поэтому с распадом СССР собранные вручную ЗиЛы быстро уступили свое место в гаражах первых лиц государств пусть и доработанной по спецзаказу, но все же серийной продукции мирового автопрома.
![Выставка Гараж особого назначения Выставка Гараж особого назначения - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/41/1020694144_0:0:3152:2048_600x0_80_0_1_34e39e983ec07df20a959c957439ed81.jpg)
Орнамент автомобиля ЗИЛ-111Д. Производство лимузинов в СССР было делом не рентабельным и носило сугубо имиджевый характер. Поэтому с распадом СССР собранные вручную ЗиЛы быстро уступили свое место в гаражах первых лиц государств пусть и доработанной по спецзаказу, но все же серийной продукции мирового автопрома.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинУникальный санитарный автомобиль с кузовом "универсал" на базе "Чайки" ГАЗ-13. Всего на заводе РАФ было изготовлено примерно 20 таких машин, из которых сохранилось около 12-ти. Автомобили предназначались для обслуживания высшей номенклатуры.
![ГАЗ-13С ГАЗ-13С - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/19/1020691981_0:0:1838:1280_600x0_80_0_1_b95b4209bbccf5571b31ca8be1d8351f.jpg)
14/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
Уникальный санитарный автомобиль с кузовом "универсал" на базе "Чайки" ГАЗ-13. Всего на заводе РАФ было изготовлено примерно 20 таких машин, из которых сохранилось около 12-ти. Автомобили предназначались для обслуживания высшей номенклатуры.
© Photo : Дмитрий АндрюшинПереход от хрущевской оттепели к брежневскому застою ознаменовался появлением в ГОНе автомобилей ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117 — эти машины явились родоначальниками всех последующих моделей советских лимузинов ЗиЛ.
![ЗИЛ-114 ЗИЛ-114 - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/21/1020692119_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_1cc5259a885c90eec39d67fc2bbde422.jpg)
15/22
© Photo : Дмитрий Андрюшин
Переход от хрущевской оттепели к брежневскому застою ознаменовался появлением в ГОНе автомобилей ЗИЛ-114 и ЗИЛ-117 — эти машины явились родоначальниками всех последующих моделей советских лимузинов ЗиЛ.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинЗиЛ-41045 – автомобиль начавшийся выпускаться в 1978 году под индексом ЗиЛ-115 и в различных модификациях выпускается до сих пор (формально производство не прекращено, однако последний экземпляр был собран в 2002 году для президента Казахстана, также в 2012 году был собран кабриолет ЗиЛ-410441, проданный Януковичу).
![ЗиЛ-41045 ЗиЛ-41045 - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/24/1020692494_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_1fdac76c01303fa8cc92437680ee1a41.jpg)
16/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
ЗиЛ-41045 – автомобиль начавшийся выпускаться в 1978 году под индексом ЗиЛ-115 и в различных модификациях выпускается до сих пор (формально производство не прекращено, однако последний экземпляр был собран в 2002 году для президента Казахстана, также в 2012 году был собран кабриолет ЗиЛ-410441, проданный Януковичу).
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинСам Брежнев был большим поклонником автомобилей, имел обширную коллекцию (по разным источникам от 49 до 324 автомобилей) и слыл лихачом. На фото уникальный ГАЗ-24-95. Полноприводная модификация ГАЗ-24 "Волга", созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69. Этим авто Брежнев пользовался в охотничьем угодии Завидово.
![ГАЗ-24-95 ГАЗ-24-95 - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/23/1020692367_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_761bf9528bdd6bd6d0c98b88ded17721.jpg)
17/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
Сам Брежнев был большим поклонником автомобилей, имел обширную коллекцию (по разным источникам от 49 до 324 автомобилей) и слыл лихачом. На фото уникальный ГАЗ-24-95. Полноприводная модификация ГАЗ-24 "Волга", созданная с использованием агрегатов ГАЗ-69. Этим авто Брежнев пользовался в охотничьем угодии Завидово.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинВ 1983 году, впервые после смерти Сталина, в СССР вернулись к практике бронирования лимузинов первых лиц государства. Экспериментальный Зил-4105 после огневого теста на обстрел из винтовки СВД. Автомобили предназначались для обслуживания членов Политбюро за что в обиходе получили прозвище "членовоз".
![Бронированный лимузин Бронированный лимузин - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/28/1020692865_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_0450077fbaa65256c411b61674d13844.jpg)
18/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
В 1983 году, впервые после смерти Сталина, в СССР вернулись к практике бронирования лимузинов первых лиц государства. Экспериментальный Зил-4105 после огневого теста на обстрел из винтовки СВД. Автомобили предназначались для обслуживания членов Политбюро за что в обиходе получили прозвище "членовоз".
© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкПрезидентский кортеж - Mercedes-Benz S500 Pullman Guard (слева) и мотоциклы BMW R-1200RT на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве. В настоящее время автопарк ГОНа насчитывает более сотни автомобилей.
![Выставка Гараж особого назначения Выставка Гараж особого назначения - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/37/1020693723_0:0:3039:2048_600x0_80_0_1_974d884dfaba72785238d54d25719fe2.jpg)
Президентский кортеж - Mercedes-Benz S500 Pullman Guard (слева) и мотоциклы BMW R-1200RT на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве. В настоящее время автопарк ГОНа насчитывает более сотни автомобилей.
© Sputnik / Владимир Астапкович / Перейти в фотобанкПосетитель у автомобиля Mercedes-Benz G-63 AMG. Поскольку весь автопарк разместить на территории Кремля невозможно, то автомобили ГОНа размещаются на территории бывших царских конюшен у Боровицких ворот, а также в специальных помещениях под Большим Каменным и Крымским мостами. Автомобили ГОНа можно арендовать и частному лицу.
![Выставка Гараж особого назначения Выставка Гараж особого назначения - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/45/1020694561_0:0:3201:2047_600x0_80_0_1_818855c163e5a815dd0535cc6e13bed7.jpg)
Посетитель у автомобиля Mercedes-Benz G-63 AMG. Поскольку весь автопарк разместить на территории Кремля невозможно, то автомобили ГОНа размещаются на территории бывших царских конюшен у Боровицких ворот, а также в специальных помещениях под Большим Каменным и Крымским мостами. Автомобили ГОНа можно арендовать и частному лицу.
© Sputnik / Дмитрий АндрюшинСувенирная продукция на выставке.
![Модель автомобиля Модель автомобиля - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/38/1020693821_0:0:1920:1280_600x0_80_0_1_19709a433402ecbd69cc167c3e6e028a.jpg)
21/22
© Sputnik / Дмитрий Андрюшин
Сувенирная продукция на выставке.
![Выставка Гараж особого назначения Выставка Гараж особого назначения - Sputnik Беларусь](https://cdnn11.img.sputnik.by/img/102069/47/1020694762_0:0:3076:2048_600x0_80_0_1_19f80abc6cdf300d9b21403d59263b8b.jpg)
Белорусский стенд на 25-ой "Олдтаймер-Галереи".