Елена Васильева, Sputnik.
На входе на выставку "Канал Культура" (с приветом минкульту и "Году культуры") тикает экспонат, который по замыслу художника должен быть первым: табурет со связкой взрывчатки. Цифры не крутятся в обратную сторону и галерею "Дом картин" к концу церемонии открытия не разнесет на куски легким авангардным жестом. Открытие проходит без приветственного слова автора, художника-концептуалиста Руслана Вашкевича. Публика поначалу ждет комментариев, но вскоре покорно разбредается по галерее, согласившись с предложенным форматом диалога с культурой, молчаливым и чуть более интимным, чем простое приветствие.
"Нужно отходить от детсадовских нормативов, заданных нашим пространством, в эти игры уже стыдно играть, притворяться обиженными детьми. Сейчас можно делать что угодно, главное, чтобы проходило включение человека в процесс, в коммуникационное поле", — поясняет художник формат выставки и охотно ведет беседы с присутствующими на предсказуемую тему "что хотел сказать автор".
Публика бродит между экспонатами, рядом играет Папа Бо — конвергенция искусства начинается здесь и будет продолжаться два месяца. "Канал Культура" — это не отдельная выставка Вашкевича, а серия мероприятий, включающая лекции культуролога Максима Жбанкова и Альмиры Усмановой, выступление пост-панк группы "К.", дискуссии. Одним словом, художник оккупировал территорию и зовет к диалогу. В данном случае "Канал" — это способ связи, трафик, путешествие из точки А в точку Б.
Сам Вашкевич вернулся спустя пять лет молчания — его предыдущая выставка "Музей" прошла в 2011 году в Национальном художественном музее и стала интервенцией современного искусства в консервативное музейное пространство.
"Делай, что хочешь", — сказали ему в галерее "Дом Картин", и художник максимально бережно подошел к заполнению пространства, говорит, что концептуальное искусство — это не "натворить гадостей и убежать".
"Я не ставил задачу эпатировать, если "отжал" у социума это пространство, нужно быть конструктивным в смелости, заполнять его осмысленными делами — это требует логики и усилий, чтобы в следующий раз не сказали — чудак какой-то. К тому же интересно эту галерею удержать в зоне искусства, чтобы здесь обосновалось искусство, чтобы не везли сюда восковые фигуры и динозавров. Посмотрите, как замечательно начинался ЦЭХ, а сейчас там — ожившие полотна и Ван Гог — луна-парк для зрителя. Хочется заполнять место хорошим искусством", — рассказывает Вашкевич корреспонденту Sputnik, пока публика изучает представленные экспонаты, блуждая от монументального полотна "Секс-туризм" к "Семейной ссоре" размером 2х4.
Последние полгода художник скупал книги в букинистических магазинах, по итогам закупок был создан экспонат "Куклы" — книги Вашкевич выставил на полки, а на корешках изобразил женские фигуры разной степени порочности. Рядом — картина "Несмотря ни на что", которая пропутешествовала по самым непригодным для искусства местам — от супермаркета до тюрьмы.
"Это выставка про отклонения, про края, про маргинальные точки, ведь самое интересное происходит там. Золотая середина неинтересна, те три идеи, которые в ней были, умерли. Наша сложносочиненная, нахлобученная, навязанная нам взрослая жизнь является транзитной трубой для потоков культуры. О времени помнят по культурным событиям, а эти платежки, правительство, новости о которых навязываются — бред полный, нам забивают голову кашей и заставляют в этом картофельном пюре жить", — напомнил Вашкевич.
На открытии выставки Вашкевича присутствовал писатель и художник Адам Глобус, который в беседе с корреспондентом Sputnik рассказал, что как раз пишет литературный портрет Вашкевича. Мы попытались спровоцировать Глобуса на рассуждения о белорусском авангарде в рамках не Беларуси, но вселенной, но художник отказался.
"Какое место занимает страна в мире, такое место занимают и ее художники. Какой вклад Беларусь вносит в судьбу мира как часть Европы, таков вклад и белорусского художника. Я не видел, чтобы художник вырвался и сделал больше, чем страна. Мы пытаемся говорить в рамках своих способностей", — резюмировал Адам Глобус.