Елена Ольшанская, Sputnik.
Руководство Беларуси в начале апреля поставило очередную точку в многолетнем переговорном процессе о вступлении республики во Всемирную торговую организацию. Правда, эта точка поставлена в большей степени для себя: переговоры о вступлении в ВТО будут активизированы и, по расчетам правительства, могут увенчаться успехом в достаточно короткой перспективе.
На сегодняшний день профильные министерства и ведомства не могут сказать, какие условия членства в ВТО являются минимально приемлемыми для белорусской экономики. Минпром и Минсельхозпрод заняты окончательной доработкой позиций, которые белорусская сторона намерена предложить своим партнерам по ВТО в ходе ближайших переговоров.
Пока ожидания властей от членства в ВТО звучат достаточно расплывчато: МИД говорит о новых перспективах экспорта для белорусской продукции, улучшении инвестиционного имиджа Беларуси и возможном пересмотре суверенных кредитных рейтингов страны агентствами "большой четверки". О том, что принесет с собой вступление в ВТО для промышленности, АПК и рядовых граждан, правительство предпочитает умалчивать. В то же время представители МИД и Минэкономики отмечают, что де-факто Беларусь уже несколько лет живет в условиях, максимально близких к ВТО — с того времени, как к jрганизации присоединились ее партнеры по Евразийскому экономическому союзу.
Чего опасаются белорусские власти?
Принципиальное решение об активизации переговорного процесса по вступлению в ВТО было принято президентом Беларуси Александром Лукашенко на состоявшемся в конце марта совещании. При этом еще в начале совещания глава государства заметил, что членство в ВТО для Беларуси — не самоцель. Президент признал, что настороженно относится к таким инициативам со стороны стран и структур, которые еще недавно достаточно холодно относились даже к идее улучшить отношения с официальным Минском.
Однако, на сегодняшний день все партнеры Беларуси по ЕАЭС уже в ВТО: Кыргызстан — с 1998 года, Армения — с 2003-го, Россия — с 2012-го, Казахстан — с 2015-го. О готовности перейти к активной фазе переговоров с Минском западные партнеры заговорили после снятия с Беларуси большинства санкций.
"Белорусская сторона рассчитывает на то, что в ближайшее время страны — участницы ВТО окончательно сформулируют свои предложения по условиям, на которых Беларусь присоединится к организации, и сразу после этого будет составлен график переговорного процесса", — сказал по итогам совещания у президента премьер-министр страны Андрей Кобяков.
Беларусь ведет переговоры о вступлении в ВТО с 1993 года, при этом белорусские власти неоднократно сомневались в целесообразности вступления туда. Основным препятствием и поводом для опасений, при этом, было не снижение уровня защиты собственного рынка, а требуемая ВТО либерализация экономики, последствия которой властям будет сложно контролировать.
Еще один повод для опасений завуалированно озвучил во время совещания сам Лукашенко. Он рассказал о том, что еще до вступления России в ВТО все три государства — РФ, Беларусь и Казахстан — интенсивно вели переговоры о синхронизации условий. При этом, по его словам, между Москвой и Минском существовали договоренности о том, что вступать в ВТО РФ и Беларусь будут на единых жестких позициях. Однако, напомнил он, сначала Россия стала членом организации и предложила своим партнерам на принципах ВТО создавать ТС, а затем и экономический союз. Затем ряды ВТО пополнил и Казахстан, понизив таможенную защиту. Астана о своих действиях своих союзников не информировала.
Между тем, по прогнозам МИД, одни из самых трудных переговоров, которые ожидают Беларусь на пути в ВТО, это диалоги с Россией и Казахстаном. Поэтому, считает глава государства, партнеры Беларуси по ЕАЭС должны соблюдать принципы прозрачности и последовательности, что касается членства в ВТО. Однако полной уверенности в том, что это так и будет, у властей сегодня нет.
Экспорт и инвестиционный имидж
В сентябре 2015 года Минск согласовал "дорожную карту" с ВТО, в соответствии с которой организуется дальнейший переговорный процесс и техническая работа, включая формат деятельности рабочей группы по Беларуси. Рабочая группа по переговорам с Минском включает 40 стран, при этом 23 государства уже заявили о своем желании провести переговоры в самое короткое время.
Тем не менее, пока позиция Беларуси для переговоров окончательно не сформирована — нет единого мнения об уровне тарифной защиты и о допустимом уровне господдержки промышленности и АПК, власти говорят только о предполагаемых плюсах.
Так, в Минэкономики полагают, что торговая политика Беларуси с присоединением к ВТО станет более активной.
"Я думаю, что мы будем заключать соглашения о свободной торговле, преференциальные соглашения с целым рядом государств, которые для нас и мы для которых являемся важными с точки зрения внешней торговли", — заявил по итогам совещания у президента заместитель министра экономики Антон Кудасов.
По его мнению, есть возможности и для наращивания экспорта. Однако вместо конкретных аргументов Кудасов привел пример: за 20 лет существования ВТО и взаимодействия Беларуси с этой организацией белорусская экономика выросла в пять раз, внешняя торговля и экспорт — в шесть раз.
В то же время Кудасов отметил, что рост экспорта не будет механическим: он произойдет только в том случае, если белорусские экспортеры научатся пользоваться механизмами ВТО, а правительство начнет пользоваться возможностями организации по отстаиванию торговых интересов страны.
Эксперт также считает, что присоединение Беларуси к ВТО положительно скажется и на сфере инвестиций. "Даже по формальным соображениям мировых финансовых рынков определенные рейтинговые позиции Беларуси с точки зрения заимствований, выпуска и размещений государственных ценных бумаг, получения гарантийных инструментов, важных для внешней торговли, даже с точки зрения формальных рейтингов наше вступление должно повысить", — сказал он.
Еще одна надежда, которую питают белорусские власти, это возможность использовать ее правовые механизмы для разрешения споров со странами вне ЕАЭС. В числе этих механизмов — право инициировать антидемпинговые расследования и в целом чувствовать себя более защищенными от торговых войн.
На какие реформы придется пойти?
Между тем, исследования о том, что какие плюсы и минусы получит белорусская экономика и население от членства в ВТО, были просчитаны еще в 2013 году — практически сразу же после вступления в организацию России. Тогда белорусский Институт предпринимательства и менеджмента (ИПМ) провел масштабное исследование. На сегодняшний день все "за" и "против" не сильно изменились, поскольку Минску придется синхронизировать и уровень тарифной защиты, и степень господдержки экономики с Россией.
Как отмечает эксперт ИПМ Ирина Колесникова, эффект от вступления в ВТО положителен только для стран, которые, действительно, провели радикальное реформирование системы регулирования экономики, повысив его эффективность. "Однако реформы должны быть продуманы, непротиворечивы, последовательны и соответствовать реальным потребностям экономики. Только тогда они стимулируют предпринимательскую активность и экономический рост. В противном случае, возможен обратный результат", — подчеркнула она.
По мнению специалиста, для Беларуси был бы полезным опыт Китая по реформированию убыточных предприятий, хотя экономики РБ и КНР ни в малейшей степени не похожи друг на друга. "В Беларуси тоже существует большой сектор малоэффективных госпредприятий с устоявшейся практикой их субсидирования. Уже вступление в ЕЭП поставило на повестку дня вопрос о реформировании этой системы. Вступление в ВТО будет следующим этапом, который неизбежно приведет к необходимости реформ госсектора", — считает Колесникова.
Эти реформы, отметила она, должны быть постепенными, чтобы избежать социального шока вследствие разрушения целых отраслей или предприятий. Это же касается и поддержки сельхозпроизводителей, широко применяемой в Беларуси, что неизбежно будет предметом торга при переговорах.
Опыт Грузии также говорит, что вступление в ВТО и получение доступа на рынки стран-членов само по себе не дает толчка к росту без проведения соответствующих институциональных реформ. Так, резкая либерализация торговли и полная открытость рынка не стали двигателем экономического роста Грузии.
"В целом можно сказать, что вступление Беларуси в ВТО может дать серьезный толчок ее развитию, но только в случае проведения соответствующих реформ с целью адаптации экономических и законодательных институтов Беларуси к условиям многосторонних торговых Соглашений в рамках ВТО", — подчеркнула эксперт.
Предприятия: мы хотим в ВТО, но слабо представляем, что это
В рамках проведенных ИПМ исследований эксперт института Ирина Точицкая отмечала, что белорусские предприятия в целом позитивно воспринимают членство Беларуси в данной организации. Число тех, кто считает, что страна должна стать членом ВТО в ближайшее время, существенно превышает число тех, кто с этим не согласен (44,7% и 9,9% соответственно).
"Белорусские предприятия полагают, что членство в ВТО будет способствовать экономическому развитию Беларуси, как в краткосрочном, так и особенно в долгосрочном периодах и в частности ожидают роста привлекательности сектора/отрасли, в которой работают, для прямых иностранных инвестиций", — говорится в ее работе.
Однако, подчеркивала эксперт, несмотря на все понимание неизбежности роста конкуренции, подавляющее большинство компаний никак не готовятся к новым условиям рынка, а ожидают помощи от государства.
"В то же время и частные, и государственные предприятия ожидают от государства не прямой компенсации потерь из бюджета, а в первую очередь улучшения бизнес-климата", — заметила она. Такое мнение в ходе опроса высказали 43,5% государственных и 37% частных предприятий.
Еще один вывод, к которому пришла эксперт ИПМ — у предприятий категорически не хватает знаний об основных нормах и правилах ВТО. "Предприятия не могут четко сформулировать свою позицию, артикулировать интересы и доносить их до бизнес-союзов, министерств, ведомств, местных органов власти, а те в свою очередь до МИД, как органа отвечающего за ведение переговоров о вступлении Беларуси в ВТО, а также представителей белорусской делегации, участвующей в переговорах", — констатировала она.
Последствия для населения: импорт станет дешевле
Как считает белорусский экономист Глеб Шиманович, изучивший в рамках исследования ИПМ последствия от вступления Беларуси в ВТО для населения, социальные эффекты, связанные с изменением структуры цен и потребления будут для страны достаточно ограничены.
"Большинство из рассмотренных сценариев предполагает улучшение благосостояния населения, но в пределах 1-2% в долгосрочном периоде и 0,7% в краткосрочном", — говорит Шиманович в своей работе.
По его мнению, базовый сценарий учитывает не только изменение цен, но и структуры потребления отечественных и импортных товаров в краткосрочном периоде, то есть при установлении тарифов на уровне, который РФ согласовала непосредственно на момент вступления в ВТО. Этот сценарий предполагает, что реальные доходы населения вырастут на 0,2%, при условии, что государство воздержится от повышения пошлин по некоторым товарным позициям. В долгосрочном периоде, то есть при установлении тарифов на уровне конечного связывания, принятом Россией, эффект возрастает до 0,8%.
Единственный сценарий, который допускает ухудшение положения населения, предполагает, что власти в полной мере воспользуются возможностью повышения пошлин в краткосрочном периоде, а динамика цен на отечественную продукцию будет полностью соответствовать динамике цен импорта. В этом случае благосостояние населения в короткой перспективе снизится на 0,5%, однако уже через несколько лет этот сценарий гарантирует рост доходов на 1,9%.
"Ощутимый вклад в улучшение благосостояния в краткосрочном периоде оказывает снижение цен всего по трем товарным позициям — фрукты и ягоды, обувь, колбасные изделия и копчености. В долгосрочном периоде товарных позиций, которые обеспечивают положительный эффект на благосостояние населения, становится больше, и в основном это непродовольственные товары", — отмечается в исследовании.
По мнению экономиста, в долгосрочной перспективе от членства в ВТО выиграют как бедные, так и обеспеченные белорусские семьи.
"Исключение составляют лишь жители сельской местности. Эффект для них оказывается чуть ниже среднего из-за меньшего удельного веса в расходах затрат на приобретение продуктов питания, в особенности овощей, фруктов, некоторых видов мясной продукции, на которые ожидается ощутимое снижение пошлин. Кроме того, некоторые жители сельской местности могут и проиграть от снижения таможенных тарифов на продукты питания в случае, если они производят продукты питания на реализацию", — говорит аналитик.
Между тем, независимые эксперты обращают внимание, что в 2013 году и белорусская промышленность, и население имели больше ресурсов для восстановления роста после кризиса 2011 года. После девальвации белорусского рубля в 2015 году и кризиса в экономике "подушка безопасности" для экономики и граждан стала существенно меньше. Поэтому, подчеркивают аналитики, белорусские власти при активизации переговоров по ВТО теперь будут выдвигать гораздо более жесткие условия и "торговаться более настойчиво".