Елена Ольшанская, Sputnik.
В Латвии продолжается противостояние отечественных кондитерских фабрик и российских кондитеров по поводу прав на бренд конфет "Мишка косолапый", который производился еще во времена СССР.
В минувшем году Рижский окружной суд удовлетворил иск кондитерской фабрики Laima в отношении российских предприятий Krasniy oktyabr (Красный Октябрь) и Russian Sweet касательно прав на бренд "Мишка косолапый". Латвийская фабрика требовала лишить российские предприятия права "Мишку косолапого" на территории Латвии. Причина в том, что Laima выпускает продукт под названием "Lācītis ķepainītis", что переводится на русский язык как "Мишка косолапый". Российские предприятия, в свою очередь, также предлагают на латвийском рынке конфеты под названием "Мишка косолапый". Представители Laima утверждали, что такая ситуация может ввести в заблуждение покупателей.
Суд первой инстанции закончился победой латвийских производителей. Однако российские кондитеры этим недовольны и продолжают отстаивать свои права.
Беларусь борьбу за советские бренды конфет завершила еще в 2012 году. Тогда на стыке интересов "Спартака", "Коммунарки" и опять-таки российских кондитеров оказались известные еще со времен СССР конфеты "Аленка", "Красная Шапочка" и "Мишка на Севере". Россияне требовали, чтобы белорусские коллеги либо изменили эти названия, либо вовсе прекратили поставку таких конфет в РФ. Были и предложения вовсе отобрать у белорусских фабрик право выпускать эти конфеты.
"Вкус, знакомый с детства"
"Война кондитеров", так хорошо запомнившаяся жителям Беларуси по сообщениям в сводках новостей в 2012 году, началась не вдруг. Первые залпы "конфетных сражений" прозвучали еще в начале 2000-х годов. Позднее, в 2007 году возникший в России холдинг "Объединенные кондитеры" дал ответ мародерам. Тогда на постсоветском пространстве действовало законодательство, согласно которому любое частное лицо могло зарегистрировать на себя товарный знак. Последствия таких действий для законных правообладателей были печальны: новые собственники известных товарных брендов предлагали потом выкупить старым хозяевам их же интеллектуальную собственность за очень приличные деньги.
В итоге объединившиеся в холдинг 19 российских фабрик, в том числе крупнейшие московские предприятия "Красный Октябрь", "Кондитерский концерн Бабаевский", "Рот Фронт". Холдинг оперативно оформил право владения популярными торговыми марками "Аленка", "Бабаевский", "Вдохновение", "Мишка косолапый", "Красная шапочка", "Коровка" и многими другими.
Это был очередной случай приватизации наследия СССР, но только не в форме материальных активов, а в сфере интеллектуальной собственности.
В итоге ФТС РФ получила так называемый "стоп лист" с брендами конфет и стала запрещать ввоз на территорию России продукции с аналогичными названиями. В свою очередь предприятия холдинга на внутреннем рынке боролись за свои права, выкатывая конкурентам гигантские штрафы за использование запатентованных брендов. Тогда в российской кондитерской отрасли стали говорить даже о так называемом "белом рейдерстве", когда путем разорительных судебных исков конкурент уничтожается и удаляется с рынка.
Аналогичные процессы прошли и на кондитерском рынке Украины.
Как Минск про…терял все полимеры
Белорусская же кондитерская отрасль на фоне этих боев чувствовала себя отлично. Тогда отечественные производители конфет успокаивали себя тем, что выпускают исключительно качественную продукцию: в белорусских "цукерках" нет ни пальмового масла, ни вредных красителей, потребитель привычно отдает предпочтение знакомым фантикам.
Прозрение пришло позднее. Вдруг оказалось, что фаза завоевания рынка безнадежно проиграна. Россияне запатентовали на себя около 80 известных брендов советских кондитерских рецептур. Как признавались тогда в руководстве "Белгоспищепрома", "Спартак" и "Комунарка" потеряла такие бренды конфет, как "Аленка", "Мишка на севере", без боя сдала карамели "Дюшес" и "Барбарис".
Рецептуры производства конфет белорусские фабрики сохранили, но вынуждены были поменять названия. Так, чтобы не потерять российский рынок, белорусские "Крабовые шейки" превратились в "Хэппи краб", "Барбарис" стал "Барбарасиками", "Красная шапочка" сделалась "Припевочкой", "Мишка на поляне" стал "Шутками от мишутки".
Но потерять или изменить бренд — значит потерять потребителя: новые названия ничего ему не говорят и не гарантируют собой качество продукции.
Единственный случай, когда белорусскому производителю удалось сохранить за собой исторический товарный знак. Тогда гомельская фабрика "Спартак" за круглую сумму выкупила право выпускать шоколадные конфеты "Спартак" и продавать их на рынке России у московского футбольного клуба "Спартак".
Поражение в "конфетных войнах" тогда было настолько очевидным, что "Белгоспищепром" стал всерьез думать уже не о том, как проникнуть на рынок РФ, но о том, как защитить внутренний рынок от такой же российской продукции.
Тот период известен многочисленными разбирательствами по поводу правообладания брендами конфет. Были случаи, когда производители, чтобы защитить свои права, проводили даже искусствоведческие экспертизы этикеток — с целью доказать, что они не являются самоценным актом творчества и, следовательно, не могут принадлежать одному конкретному юрлицу.
"Красная Шапочка", но только от Бреста до Могилева
Окончательно споры между белорусскими и российскими кондитерами утихли лишь в 2012 году. Тогда две стороны конфликта, наконец, пришли к решению о том, что белорусские кондитерские предприятия, выпускающие конфеты советских брендов "Аленка", "Красная Шапочка" и "Мишка на Севере", имеют право продавать их только на территории Беларуси.
До этого "Спартак" и "Коммунарка" не раз пытались подписать с правообладателями в РФ лицензионные договоры, но получили отказ. Затем была также неудачная попытка подписать договор уступки с российской и казахстанской сторонами. Пытались белорусские кондитеры заключить договоры о поставках таких конфет и на определенную территорию, но так же получили отказ.
На сегодня правообладателем товарного знака "Аленка", "Красная Шапочка" и "Мишка на Севере" на территории Беларуси остаются "Коммунарка", "Спартак" и "Красный пищевик". В России и Казахстане есть свои правообладатели.
Такая ситуация сохраняется и на сегодняшний день, несмотря на создание Таможенного союза, уже год как превратившегося в Евразийский экономический союз.