Анна Соколова, Sputnik.
Мосты между областными автоинспекциями налажены лет 15 назад, точную дату уже никто и не вспомнит. Но о продуктивности сотрудничества заговорили в последние годы, с приходом современных компьютерных технологий. Для контроля движения по обе стороны границы используются десятки спецсредств, в основном, российского производства.
"Россияне в этом плане на ступень выше. Мы давно работаем с их "Бинарами", с прошлой зимы используем комплекс "ПаркРайт", — старший инспектор Гомельской ГАИ Константин Коребо приглашает взглянуть на умные приборы. Выставка развернулась прямо у трассы.
Комплекс "ПаркРайт" пока в Гомеле один. Устанавливается в служебном автомобиле, фиксирует нарушения правил остановки и стоянки. Если переключить его в режим автоурагана, начнет проверять водителей через базы данных на "чистоту". О бесправнике на дороге инспектор узнает по звуковому сигналу. За сутки прибор вычисляет 8-10 нарушителей.
Белорусы привезли показать россиянам "Зоркого". Разработка белорусских ученых позволяет прямо на дороге считывать поддельные и перебитые номера. Результат выдается через 2 минуты.
Схема отработки трассы классическая: с радаров считывается информация о проезжающих машинах; если передвигается нарушитель, поступает сигнал ближайшим постам, которые и оформляют протокол. За первые пять часов операции техника "настреляла" 45 "гонщиков". Россиян, понятно, больше. Два белорусских водителя попались в состоянии алкогольного опьянения.
"Из нетривиальных задержаний пока только одно — контрабанда красной рыбы. Полтонны груза без документов ввозил в Беларусь наш земляк", — сообщил оперативную обстановку начальник управления Гомельской ГАИ Игорь Макушенко.
Свои намерения сотрудничать дальше первые лица брянской и гомельской автоинспекций скрепили подписями и крепким рукопожатием.
Начальник ГИБДД по Брянской области Вячеслав Лопатников бывает в Беларуси по долгу службы. Последний раз приезжал месяц назад.
"Дороги у вас отличные, но это уже не удивляет. Понравилась разметка, все предельно понятно, ездить приятно", — отметил Лопатников.
Из плюсов брянский начальник отметил также некоторые нормы белорусского законодательства. Например, конфискацию автомобилей у лиц, дважды в год попавшихся за пьяное вождение.
Есть чему поучиться и гомельчанам у брянцев. Система регистрации нарушений у восточных коллег помощнее. К тому же начальник областной автоинспекции сам определяет, куда направить передвижные пункты. Эта "свобода" на региональном уровне позволяет лучше владеть дорожной обстановкой, эффективнее задействовать личный состав.
На уровне рядовых инспекторов тоже наблюдаем заинтересованный диалог.
"А правда, что в Беларуси на заднем сиденье можно не пристегиваться?". "И большой в России штраф за езду без страховки?". Слово за слово, и ликвидируются некоторые пробелы в информационном вакууме. Выясняются принципиальные вещи. В Беларуси санкции за управление транспортным средством в пьяном виде посерьезней — до трех лет лишения водительских прав против "до двух лет" в России.
Игорь Макушенко подтверждает, что в России менее суровые меры воздействия, но в любом случае от наказания не уйти, даже после пересечения границы: "Мы задерживаем нарушителей, материалы передаем коллегам. По аналогичной схеме работают они".
Профилактические беседы с водителями — еще один обязательный ритуал отработки трассы. "В народ" вышли первые лица. На возможность высказаться о наболевшем случайные участники личного приема реагируют по-разному.
"У меня ничего не болит", — жительница Калинковичей хватает красочный буклет и бежит назад к машине. "Все устраивает. Подошел, потому что не поверил, что тут, на трассе, сам начальник ГИБДД", — не скрывает эмоций молодой человек. У семьи из Гомеля тоже нет претензий: "Малышку перевозим в специальной люльке для грудничков. Все хорошо, жалоб нет".
Следующей весной акцию повторят. Свой замысел белорусы и россияне объясняют просто: взаимодействуя, удобнее ловить нарушителей по обе стороны границы.