Наталья Казакова, Sputnik.
Он родился и ушел в июне, его не стало спустя несколько дней поле 74-летия. Осталось много ролей в кино, спектакли, жена, которая прожила с ним полвека, и сын, который по своему актерскому таланту, наверное, превзошел отца. Еще через год не стало и сына. У них общее надгробие на Восточном кладбище Минска — у Еременко-старшего и Еременко-младшего, в любую пору года на нем живые цветы.
Справка для фронта
Николай Еременко актером быть не помышлял. Школу не закончил — пошел в ФЗУ. Когда началась война, всех фзушников отправляли на военные заводы. Но мальчишкам же хотелось на фронт! Николай раздобыл справку, что на три года старше, чем на самом деле, и пошел на курсы младших лейтенантов, в кавалерию.
Потом был фронт, окружение, ранение и плен, из которого несколько раз пытался бежать. Но его ловили, жестоко истязали и возвращали в лагерь. Когда, наконец, освободили, все круги ада повторились: теперь пришлось доказывать своим, что в плен попал без сознания и с фашистами не сотрудничал. Но удалось, его даже восстановили в звании.
После войны занимался в театральной студии. Там познакомился с будущей супругой, Галиной Орловой, с которой не расставался всю жизнь, до самой смерти. Вместе они работали в колосовском театре в Витебске, вместе переехали в Минск, чтобы играть в купаловском театре.
Фильм для отца
Однажды Николай Николаевич прочитал в "Литературке", что Сергей Герасимов собирается снимать фильм "Люди и звери" о тех, кто прошел немецкий плен. Будто себя узнал он в этом сюжете. И написал Герасимову, попросил хоть малую роль. Получил главную, а за ней — всесоюзную славу. И на многие годы заработал амплуа социального героя — все режиссеры видели его отныне только в образе "правильного и идейного" человека — от революционеров до партийных работников. А вот сын, который тоже стал актером, занял нишу романтического героя.
Вся страна умилялась добрым и каким-то очень чутким отношениям в этой семье. Сын всегда называл отца примером, говорил, что тот всю жизнь был верен "идеалам, жене и рыбалке". А когда почувствовал, что отец "потерялся" в непонятных 90-х, решил снять фильм именно для него, с названием "Сын за отца". Николай Еременко-младший стал режиссером этого фильма, нашел средства для съемок. И не прогадал: отец вновь почувствовал в себе силы жить и сниматься, последние годы жизни прошли для него очень плодотворно.
Одиночество матери
Потеряв мужа, а затем и сына, Галина Александровна Орлова сначала охотно общалась с прессой, а в последние годы все чаще отказывается от интервью. И приглашает всех в мемориальную комнату семьи, которую открыли в Музее истории театральной и музыкальной культуры.
"Вскоре после смерти сына Галина Александровна передала музею все вещественные экспонаты — афиши, награды, личные вещи мужа и сына. И мы создали мемориальную комнату "трех я". Она получилась такая живая, теплая, на наш взгляд", — рассказала директор музея Зинаида Кучер.
Когда открывали мемориальную комнату, музейщики очень волновались — как ее оценит сама Орлова. Галина Александровна зашла и долго стояла молча. А потом, подняв глаза к потолку, сказала: "Еремы (так она называла мужа и сына — Sputnik), если вы здесь, а я чувствую, что вы здесь, то вы довольны так, как довольна я".
Сейчас Галина Александровна часто приходит в музей на разные театральные встречи.
"Но сначала она всегда идет в комнату "своих Ерем", побудет там одна, а потом уже возвращается к нам", — сказала Зинаида Кучер.
И сегодня Галина Александровна тоже придет в музей к "своим Еремам" и к зрителю, мемориальный вечер памяти Николая Еременко-старшего начнется в Музее истории театральной и музыкальной культуры в 15.00.