Россия и Турция: время собирать камни?

© Sputnik / Алексей Дружинин / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган
Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган - Sputnik Беларусь
Подписаться
Колумнист Sputnik Александр Шпаковский рассуждает о дальнейшем развитии отношений между Россией и Турцией, после того как официальная Анкара принесла извинения за сбитый бомбардировщик Су-24.

Президент Турецкой Республики Реджеп Тайип Эрдоган принес свои извинения лидеру Российской Федерации Владимиру Путину за сбитый бомбардировщик Су-24. Турция заявляет о своей готовности немедленно восстановить отношения с Россией, и не исключено, что эти действия найдут поддержку российского руководства.

Российско-турецкий конфликт не нужен ни Анкаре, ни Москве

Безусловно, остается открытым вопрос компенсации семьям погибших военнослужащих и возмещения ущерба за уничтоженный самолет, а также наказания должностных лиц, принявших решение об атаке российского воздушного судна, однако сам факт принесения Эрдоганом извинений указывает на то, что Анкара признает себя виновной стороной в данном инциденте. Кроме того, в Турции продолжается судебный процесс по делу предполагаемого убийцы российского летчика Альпарслана Челика, члена ультраправой националистической организации "Серые волки". Думается, что этого будет достаточно на первых порах для начала диалога и первичной стабилизации. В пользу позитивного прогноза также свидетельствует заявление вице-спикера Государственной Думы Сергея Железняка о том, что "в России готовы обсуждать пути нормализации отношений с Турецкой Республикой".

Президент Турции Тайип Эрдоган и новый премьер-министр страны Бинали Йылдырым - Sputnik Беларусь
Турция не будет выплачивать Москве компенсацию за сбитый Су-24

Тот факт, что от лица Турецкой Республики публичными спикерами выступают президент и премьер, а от России значимый, но однозначно не являющийся игроком первого плана, вице-спикер Государственной Думы, указывает на определенные ожидания Москвы практических действий, которые должны последовать за декларациями турецкого руководства. Публичные извинения и компенсация семьям погибших на протяжении всего периода кризиса отношений были основными условиями российской стороны и Турция должна удовлетворить эти требования. Как только Анкара от слов перейдет к делу, тогда и можно ожидать вступления в бой "тяжелой артиллерии" Кремля в лице президента Путина, главы правительства Медведева и министра иностранных дел Лаврова. При этом, если говорить о контактах на уровне внешнеполитических ведомств двух государств, то Сергей Лавров, вполне вероятно, проведет встречу со своим турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу во время совещания глав МИД Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС), которое состоится в Сочи 1 июля 2016 года. Во всяком случае, приглашение прибыть на саммит уже отправлено турецкому министру. Таким образом, можно говорить о том, что в России и Турции присутствуют определенные круги, настроенные на возобновление сотрудничества, и есть надежда, что именно эти тенденции возобладают в руководстве двух государств. 

Однозначно, восстановление российско-турецких отношений не произойдет в одночасье, вернуть утраченное доверие гораздо сложнее, чем его потерять. Скорее всего, при оптимистичном развитии ситуации процесс нормализации и возвращения к прежнему сотрудничеству займет от двух до пяти лет. С учетом того, что Анкара являлась инициатором конфликта и де-факто признала себя виновной стороной, именно турецкое руководство должно будет делать первые шаги, а задачи российской дипломатии сводятся к адекватному реагированию на сигналы, поступающие из Турции. В этом случае Москве ни в коем разе нельзя допустить шапкозакидательских реваншистских настроений, которые могут поставить крест на достигнутых результатах и вернуть стороны на исходные позиции конфронтации. Здесь нужно исходить из понимания, что конфликт между Россией и Турцией, еще год назад имевших тесные партнерские связи, не выгоден ни одному, ни другому государству, а, наоборот, осложняет их положение в условиях обострения конкуренции в современном мире.

Международные последствия нормализации и белорусский контекст

Можно, конечно, вспомнить о том, что "извинений от Анкары ждали слишком долго", и рассуждать о причинах, побудивших Турцию просить прощения. Будь то провал переговоров с ЕС, активность курдского национально-освободительного движения или экономические убытки, но факт остается фактом: Реджеп Тайип Эрдоган выполнил первичные условия российской стороны, чему, кстати, предшествовала смена правительства с удалением с турецкого политического Олимпа ряда одиозных антироссийских фигур.

Президент России Владимир Путин (слева) и президент Турецкой республики Реджеп Тайип Эрдоган - Sputnik Беларусь
Эксперты об извинениях Эрдогана: пока это только слова

Если процесс нормализации российско-турецких отношений будет продолжен, то это однозначно будет иметь позитивные стороны для безопасности региона. Во-первых, будут сорваны планы милитаристских кругов по созданию военного союза Украины и Турции, а также использованию татарского фактора для дестабилизации жизни Крыма. Во-вторых снижение градуса российско-турецкого противоборства позитивно скажется на военно-политической обстановке в Закавказье, в первую очередь, в зоне нагорно-карабахского конфликта, а в третьих, турецкие спецслужбы объективно уменьшат поддержку радикальных исламистских группировок в Сирии и на российском Северном Кавказе. Свои плюсы должна получить и Турция, поэтому будущее офиса Курдской рабочей партии, функционирующего в настоящее время в Москве, представляется весьма туманным. При всем цинизме, это и есть большая политика, заключающаяся в искусстве компромисса.

В завершение стоит упомянуть и о белорусском контексте в связи с российско-турецким конфликтом. Стоит в очередной раз отдать должное дипломатии официального Минска, изначально призвавшего стороны урегулировать инцидент в рамках международного права и незамедлительно вернуться к диалогу. Не лишним будет вспомнить и недавнюю встречу Александра Лукашенко с Эрдоганом на саммите Организации Исламского Сотрудничества, где белорусский лидер подробно изложил свою "миролюбивую" точку зрения, за что подвергся резкой критике со стороны отдельных российских СМИ. Сейчас же, в свете последних событий, совершенно очевидно, что если бы Республика Беларусь заняла "принципиальную" позицию (как того требовали некоторые ура-патриоты), то теперь вполне могла бы оказаться не удел: России от этой "принципиальности" было бы "ни холодно, ни жарко", а отношения с таким значимым партнером как Турция оказались бы серьезным образом дискредитированы. Пожалуй, в непростой обстановке современного мира стоит действовать не быстро, а умно, и не всегда эмоциональные оценки разного рода "комментаторов" имеют отношение к реальной политике, какими бы справедливыми не казались эти взгляды в момент их оглашения.

Лента новостей
0