Вера Дашкевич, Sputnik
Пустите нас на проезжую часть, просятся велосипедисты. Аргументируют тем, что велосипед — это не только спорт и развлечение, это транспорт, на нем хочется ездить быстро и никому не мешать.
Быстрая езда по тротуарам, понятное дело, нервирует пешеходов, создает напряжение. Совмещенные дорожки, когда половина тротуара отдана пешеходам, половина велосипедистам, проблему, судя по всему, не решают.
Недавний конфликт между пешеходом и велосипедистом, когда в ход пошла бейсбольная бита, произошел как раз на такой дорожке. Один зазевался, второй разозлился, итогом стало ЧМТ у пешехода и уголовное дело против велосипедиста.
Но автомобилисты не готовы подвинуться. И в этом их поддерживает ГАИ. Все уверены, что велосипедисты на дороге — еще более опасная история.
Возникает вопрос: куда же деваться велосипедистам, чтобы чувствовать себя комфортно и не создавать проблем окружающим.
На городскую дорогу нельзя, без вариантов
На проезжей части Минска, согласно ПДД, велосипедистов быть не должно. По правилам, они могут выехать на дорогу только в одном случае — если рядом нет велосипедной или пешеходной дорожки, обочины или тротуара.
"Поскольку у нас в Минске тротуары есть практически везде, соответственно в городе велосипедисты должны ездить по ним. Велосипедисты про это знают, но многие нарушают, ссылаясь на то, что их велосипеды не приспособлены для езды по бордюрам", — объяснил Sputnik инспектор отдела по агитации и пропаганде ГАИ ГУВД Мингорисполкома Артем Цибулько.
В тех редких случаях, когда велосипедист на законных основаниях может выехать на проезжую часть, двигаться он должен по направлению движения и не далее одного метра от правого края, напоминают в ГАИ. И уж ни в коем случае не выезжать на "встречку".
В ГАИ честно признаются, что занимаются велосипедистами только на проезжей части, когда они выезжают на дорогу или пролетают пешеходный переход, не спешиваясь. За это наказывают штрафом до 63 рублей.
Но следить за тем, кто и как перемещается по тротуару, честно признаются в Госавтоинспекции, ресурсов нет.
"Инспекторы ГАИ ездят по проезжей части и основное внимание уделяют именно ей. Ну не будут же они патрулировать велосипедные дорожки на машине или ходить там пешком", — заметил Цибулько.
Кто главнее на тротуаре
Велосипедист имеет приоритет только в одном случае, если движется по велосипедной дорожке, обозначенной соответствующим знаком. Во всех остальных случаях он должен двигаться, не создавая неудобств пешеходам.
В свою очередь пешеход, ступивший на велосипедную дорожку, по закону может заплатить штраф до 3 базовых величин. И, судя по недавнему выступлению на БТ представителя минского ГАИ, такие прецеденты были — с начала года было составлено около 250 протоколов на пешеходов, зашедших на велосипедные дорожки.
Однако на практике, особенно в конфликтных ситуациях, настаивают велосипедисты, за пешеходами оставляют все-таки намного больше прав.
"Когда начинается практика, приоритет всегда отдается пешеходу. Точно так же, как в историях, когда автомобилист сбивает пешехода. И вот смотрите, по правилам, в этой ситуации надо вызывать ГАИ. Но на практике, если на месте происшествия позвонить в ГАИ, они чаще пересылают местного участкового, еще какие-то структуры", — рассказала председатель Минского велосипедного общества Анастасия Янчевская.
Столкновения с пешеходами, по словам Янчевской, случаются в последнее время чуть ли не еженедельно.
Велосипедисты жалуются на невнимательность пешеходов. Ведь даже в той ужасной истории, когда велосипедист пытался битой проучить зазевавшегося прохожего, пешеход до последнего оправдывал свои действия тем, что его объедут, напоминает Янчевская.
"Ситуация ужасная, и реакция велосипедиста была неадекватной. Но здесь удивляют и мысли пешехода, кстати, весьма типичные: я иду по вело-полосе, пусть он меня объедет. Нет, пешеход, ты идешь по вело-полосе, это так же, как идти пешеходу по проезжей части и считать, что автомобиль должен его объезжать. Надо изменить сознание и понять, что велосипед — это небезопасно, он вас не объедет", — заметила Янчевская.
У пешеходов свой список претензий. Самая популярная — "носятся как угорелые", вот если бы ездили, как в Голландии, тогда да, мы бы не возражали.
Что делать?
В существующих условиях выход из ситуации может быть только один — быть взаимно вежливыми и соблюдать ПДД.
В перспективе и пешеходы, и велосипедисты хотели бы, чтобы велодорожкой была не половина тротуара, отрезанная белой полосой, а все-таки самостоятельная дорожка.
"Неважно, за счет чьей территории это будет сделано. Главное, чтобы велодорожки были четко отделены от проезжей части и от тротуара: цветом или иной фактурой. Вот хорошо же сделали возле ЦУМа — там велосипедную дорожку отгородили от тротуара клумбами с цветами. В итоге люди по ней не ходят", — рассказала Янчевская.
Там, где дорожек нет, велосипедисты хотели бы вернуться на проезжую часть с правом перемещения по тротуару. Уже подготовили обращение с просьбой пересмотреть ПДД.
А пока разработали правила мирного сосуществования на тротуаре для пешеходов (всего 4) и велосипедистов (20).