Вера Дашкевич, Sputnik.
Юлия собралась замуж в Италию, но платье решила купить в Минске. Благо, в одном из столичных салонов она насмотрела почти идеальный вариант. Почти — за исключением одного небольшого нюанса: не совсем устраивал крой нижней юбки, которая просвечивала через тонкую ткань верхней. Ей же хотелось, чтобы в день свадьбы ничего не причиняло ей дискомфорт.
Друзья, видя ее метания, подсказали обратиться в дизайн-студию, специализирующуюся как раз на пошиве свадебных платьев. Юлия зашла на страничку студии Вконтакте, почитала, посмотрела, подумала и решила рискнуть. Тем более что друзья заверяли: "портниха там хорошая, платья шьет замечательные".
Мерки сняли прямо в магазине
Юлия попросила портниху приехать в салон, где продавалось платье, которое ей понравилось, посмотреть и сказать, сможет она сделать такое или нет. Портниха на встречу не пришла, перепутала время.
"После этого портниха стала мне названивать и просить: "Ну давайте встретимся". Я отправила ей фотографии меня в платье, которое мне понравилось, с вопросом: можно ли сделать то же самое, просто юбку чуть менее пышную. Она сказала "Конечно, ерунда, мы все сделаем", — восстановила ход событий Юлия.
Встречу назначили в магазине тканей. Выбрали шелк и кружево, которые обошлись в сумму более 300 рублей. Портниха, призналась Юлия, произвела на нее очень приятное впечатление. И она оплатила ткани.
"Прямо там, в магазине, портниха спросила, не принесла ли я аванс. Я удивилась, извинилась и сказала, что принесу на первую примерку. Кстати, мерки с меня сняли прямо в магазине. И на первую примерку я, как и обещала, привезла деньги", — рассказала Юлия.
"Вопрос был в платье, а не в желании сэкономить", — несколько раз подчеркнула невеста.
На последней примерке расплакалась
Первые сомнения закрались уже на второй примерке. Вместо ожидаемой юбки-клеш в нижней части платья, Юлия обнаружила присобранную ткань. "Получилась такая шторка", — заметила она.
"Я стала мерять платье, а оно не достает до пола 6-7 сантиметров. Я когда это увидела, говорю: "Как это? Это же свадебное платье, оно делается до пола. И на фотографии платье из салона струится по полу". Они обе — и портниха, и маркетолог студии — очень растерялись, было очевидно — они ошиблись с длиной", — рассказала Юлия.
На второй примерке невеста обнаружила, что вырез платья стал глубже. По всей видимости, чтобы нарастить длину, портниха немного удлинила лямки, предположила Юлия.
В том, что "все хорошо" или, в крайнем случае, "все исправим" ее убеждали на два голоса — портниха и маркетолог студии, которая также присутствовала на каждой примерке.
"Короче, в последний раз я откровенно ревела. Тогда же они сказали, да, эта юбка смотрится ужасно, "а давай ты купишь еще органзы и мы ее переделаем". Я даже не знаю, как это комментировать", — заметила Юлия.
На следующее утро она позвонила портнихе и попросила вернуть аванс.
Вы еще должны
Ни деньги, ни остатки дорогой ткани Юлии не вернули. Вместо этого маркетолог студии прислала бывшей клиентке длинное официальное письмо с требованием доплатить еще 100 рублей "с учетом понесенных затрат, связанных с вашим отказом от исполнения заказа".
В своем письме маркетолог цитирует "Правила бытового обслуживания" и Гражданский кодекс, апеллирует к понятию "Договор бытового подряда". Но письменного договора между студией и Юлией не было. Была только устная договоренность.
"Как такое вообще возможно?" — удивились консультанты управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства торговли.
"Предоплата на основе устной договоренности — это нарушение правил бытового обслуживания. Что делать в этой ситуации? Идти в суд. Скорее всего, получат и те, и другие, исполнитель однозначно. Она должна была заключить договор. Тем более, если она осуществляет свою деятельность уже давно", — уточнили в Минторге.
Договор в этом случае — это не только требование закона, но и отличная страховка на случай возникновения конфликта для обеих сторон — и для потребителя, и для исполнителя. Если бы стороны записали и зарисовали все нюансы, сроки и порядок оплаты, такой войны со слезами, нервами и угрозами не было бы.
Sputnik обратился за комментариями к маркетологу "дизайн-студии". В телефонном разговоре она минут 20 в довольно категоричной форме рассказывала о "непорядочности" клиентки и о том, что она, дипломированный и опытный юрист, знает все свои права и обязанности. А еще настоятельно рекомендовала не ввязываться в эту историю. Публично изложить свою версию развития событий отказалась.
"Я не буду подавать в суд. У меня нет никаких документов. Но на будущее — я больше ничего не буду делать без чека. Собственно, цель всего этого рассказа — предупредить других, что так делать не надо. В любых ситуациях заключайте договор", — заметила Юлия.
Замуж девушка выходит в том самом платье из салона, которое ей понравилось изначально. В салоне, кстати, пошли навстречу и устранили смущавший клиентку нюанс.
Свадебное платье, с учетом поучительного приключения, обошлось ей почти в двойную цену.