Есть ли смысл Брюсселю продолжать санкционную войну против РФ

© Sputnik / Владимир Сергеев / Перейти в фотобанкФлаги России и ЕС
Флаги России и ЕС - Sputnik Беларусь
Подписаться
Европейско-российская санкционная война может либо прекратиться, либо существенно ослабнуть уже в 2017 году, а вот крымский вопрос решить будет куда сложнее.

Геворг Мирзаян, научный сотрудник Института США и Канады РАН, специально для Sputnik.

Стрельба по своим ногам

Если посмотреть на ситуацию трезво и отстраненно, то санкционный подход изжил себя и больше не соответствует интересам Брюсселя.

Президент США Барак Обама - Sputnik Беларусь
Обама: у НАТО три срочных вызова - ИГ, Россия и Brexit

Для большинства стран Евросоюза (за исключением, пожалуй, Балтии, где русофобия является одним из столпов внешней политики) санкции не были целью сами по себе. Они позиционировались как: а) средство наказания России за действия на Украине; б) инструмент для принуждения Москвы вернуться к статус-кво на момент февраля 2014 года — то есть отдать Украине Крым и отказаться от вмешательства в дела Донбасса. Предполагалось, что экономические санкции заставят население России, а также "страдающих бизнесменов" надавить на президента Путина в этих вопросах.

Однако сейчас, по прошествии почти двух лет, даже самые отъявленные оптимисты вынуждены признать, что эта затея провалилась. И не просто провалилась, а серьезно подорвала позиции Запада в России.

Ключевой ошибкой был переход Евросоюза от персональных санкций к экономическим. Если санкции в отношении депутатов и чиновников население в принципе поддержало (всем хочется, чтобы депутаты Госдумы жили в России и хранили тут свои активы), то меры, направленные на российскую экономику, россияне уже расценили не как удар по режиму, а как удар по всей стране. И вместо того, чтобы по примеру тех же жителей Югославии капитулировать перед угрозой силы, они лишь сплотились вокруг Кремля.

Более того, экономические санкции серьезно ударили по российскому среднему классу — той силе, которая, в соответствии с классическими социологическими теориями, должна была принуждать власть демократизировать и либерализировать жизнь в стране. То есть реализовывать долгосрочную европейскую задачу по трансформации российского режима.

Теоретически сохранять санкции и продолжать подрыв европейских позиций в России можно было бы ради сохранения позиций на Украине. Но лишь в том случае, если бы украинский эксперимент представлял серьезную ценность. Например, являлся неким "маяком прогресса" и трамплином для дальнейшего проникновения европейских ценностей в регион, и прежде всего, в ту же Россию.

Флаги Евросоюза возле штаб-квартиры ЕС в Брюсселе - Sputnik Беларусь
ЕС продлил санкции против РФ до конца января 2017 года

Однако вместо этого постмайданная Украина превратилась в один из самых эффективных примеров дискредитации этих ценностей в частности и политики ЕС на постсоветском пространстве в целом.

Переориентация с России на Европу не только привела к серьезнейшему экономическому спаду на Украине. Пришедшие к власти проевропейские элиты оказались в разы неэффективнее и коррупционнее чем те, что были при Януковиче. Они чуть ли не ультимативно требуют от Евросоюза постоянных финансовых вливаний, отказываясь при этом от проведения необходимых экономических и социальных преобразований в стране. Фактически Украина уже давно превратилась из европейского актива в пассив — и крест.

Некому решать

Однако, несмотря на вышесказанное, пока что Европа вынуждена продолжать санкционную войну и изыскивать крайне спорные аргументы для сохранения введенных ограничений (например, заявления о "срыве Россией Минских соглашений", в которые не поверит никто из тех, кто внимательно читал эти соглашения). И причиной этих "хождений по граблям" является не столько давление Вашингтона (как раз заинтересованного в углублении российско-европейского конфликта), сколько стремление сохранить хотя бы подобие европейской солидарности. Ряд стран Евросоюза (те же Польша с Прибалтикой) требуют продолжения конфликта с Россией, а другие государства ЕС не хотят допускать очередной громкий скандал в организации.

Да, чисто теоретически те же Франция с Германией могли бы продавить несогласных и заставить их отказаться от персональных фобий в угоду общеевропейским интересам — однако тут всплывает еще одна проблема. В ЕС не осталось лидеров, способных на такого рода решения.

Флаг ЕС в Европарламенте - Sputnik Беларусь
Новые приоритеты партнерства и соседства

Ведь чисто теоретически для снятия санкционного режима достаточно наличия лишь одной страны, которая в момент принятия решения о продлении санкций откажется голосовать "за". Но Франция голосует, поскольку смотрит в рот Германии, а Германия голосует, потому что Ангела Меркель давным-давно потеряла "вожжи" управления европейской "каретой". Она не может ни решить вопрос с беженцами, ни популяризировать проект евроинтеграции среди населения стран Евросоюза, ни даже принудить тех же поляков отказаться от спорного и, по мнению ЕС, антидемократичного закона о реформе конституционного суда. Неудивительно, что она предпочла пустить санкционные вопросы на самотек — то есть сохранять нынешнее статус-кво, отказываясь от прогресса в угоду стабильности.

Новые лидеры, новые проблемы

Впрочем, в 2017 году ситуация вполне может сдвинуться с мертвой точки. Причин для оптимизма несколько. Прежде всего, пройдут президентские выборы во Франции и парламентские в Германии. По их итогам к власти в этих двух важнейших странах ЕС могут прийти новые лидеры, которые наконец-то займутся решением реальных проблем, стоящих перед единой Европой — ситуацией с беженцами, исламским экстремизмом, бурлящей Северной Африкой и, естественно, капитальным ремонтом концепции единой Европы.

А для этого нужно как минимум перестать отвлекаться на надуманные проблемы, в частности урегулировать отношения с Россией. Тем более что Кремль может помочь Брюсселю в решении ряда задач (например, в борьбе с распространением исламского экстремизма).

Президент РФ В. Путин - Sputnik Беларусь
Путин: Россия и Евросоюз подошли к развилке

В то же время в Европе усиливается пессимизм в отношении Украины. Киевский режим продолжает радикализироваться, вводить ситуацию в стране в очередное революционное пике и отказываться выполнять требования Евросоюза по проведению внутренних реформ. Неудивительно, что с каждым месяцем позиция Запада (и даже Польши, оскорбленной героизацией Киевом организаторов Волынской резни) в отношении украинских властей становится все более жесткой. Ряд иностранных СМИ уже написали о том, что в 2017 году Европа накажет Украину за непослушание либо отказом от продления антироссийских санкций, либо их серьезным смягчением.

Даже формальный повод для этого искать не надо — достаточно лишь снять "украинские очки" и признать, что Минские соглашения срывает не Москва, а Киев. В этой ситуации вопрос о соблюдении европейской солидарности может отойти на второй план и даже вообще не учитываться в том случае, если новые европейские лидеры займутся углублением евроинтеграции.

Крым — чей

Да, на пути нормализации российско-европейских отношений продолжит стоять ситуация с Крымом. Однако особых проблем с ней быть не должно. К Крыму привязаны в основном персональные санкции, и никто из россиян (кроме, естественно, подпадающих под эти санкции чиновников, общественных деятелей и депутатов) не обидится, если они будут продолжать действовать еще какое-то время.

Вид на здание Министерства иностранных дел Российской Федерации - Sputnik Беларусь
МИД РФ: Москва оставляет за собой право ответа на санкции США

Сам же крымский вопрос может быть снят с повестки дня российско-европейских отношений двумя способами. Во-первых, сами украинские власти могут признать переход полуострова в подданство России. Этот сценарий маловероятен — даже в случае замены нынешних еврореволюционеров евротехнократами, последние не решатся на столь радикальный шаг. Во-вторых, ЕС и Россия могут договориться о проведении в Крыму повторного референдума — естественно, под контролем со стороны европейских стран. Всем ясно, что единственной интригой на этом народном волеизъявлении будет вопрос о том, преодолеет ли число проголосовавших "за" планку 90%. И по итогам этого голосования ЕС может, по примеру Косово, признать изменение территориальной принадлежности полуострова.

Однако на этот вариант пока не согласны не только в Евросоюзе, но и в России. В Кремле считают, что повторный референдум станет признанием нелегитимности первого. Что, конечно, неверно — та же Шотландия сейчас хочет проводить второй референдум о независимости и при этом признает легитимность первого.

Пока ни Москва, ни Брюссель не готовы к такого рода переговорам — им сначала надо экономические санкции снять.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Лента новостей
0