МИНСК, 5 авг — Sputnik, Евгений Лешковский. Как узнать истинного собирателя пивной атрибутики? Обычный человек, открыв бутылку пива, небрежно швыряет крышку в мусорное ведро. А коллекционеры, нежно поддев крышку ложкой, аккуратно снимают и любовно укладывают ее в особый альбом. Sputnik разбирается, кто эти люди и насколько сильным может быть "зуд собирателя" самых обычных, на первый взгляд, крышек.
В латвийскую столицу 20 августа на первую международную встречу съедутся коллекционеры пивной атрибутики со всего света. Слет организует латвийский клуб Alus fans — "Пивной фан". Корреспондент Sputnik Латвия побеседовал с его руководителем Игорем Борщевским.
До немцев еще далеко
У Игоря в коллекции более 50 тысяч крышек, и многие уникальные: на аукционах могут стоить под тысячу евро за штуку. Коллекция считается исключительно богатой — только ее обменный фонд составляет более 10 тысяч крышек.
Крышки хранятся в специальных альбомах с небольшими ячейками-кармашками в пластиковых страничках — это, как и многое другое, выпускают на заводах именно для коллекционеров. Оно и понятно, ведь коллекционеров пивной атрибутики в мире миллионы — они часть огромного бизнеса. Среди них попадаются крутые бизнесмены. На упомянутый слет обещают приехать даже миллионеры, банкиры из России, которые запросто могли бы картины коллекционировать, но выбрали крышки.
"Ранее таких встреч в Латвии не было, — говорит Игорь. — К нам обещают приехать около сотни коллекционеров из Литвы, Эстонии, России, Беларуси, Украины, Германии, Испании, Чехии и не только".
По словам Борщевского, одни собирают крышки, другие — банки и бутылки, третьи — этикетки, четвертые — подставки и кружки, пятые — вкусы. Есть и такие! Они пьют разное пиво и потом описывают каждый сорт, оценивая по всевозможным критериям.
Что же касается коллекционеров крышек — их в мире миллионы, в Прибалтике — тысячи, в Латвии — под сотню, и это для крошечной страны довольно много. И коллекция в 50 тысяч штук по местным меркам более чем солидная. Хотя по мировым — обычная. Самая богатая — у немца Гюнтера Оффермана: у него крышек более 230 тысяч. Гюнтеру теперь крепко за 70 лет, из них более 60 он собирает крышки.
А наш коллекционер "сел на крышку" лет 15 назад. Все началось обычно. Как-то раз в доме появилось несколько бутылок с новыми сортами пива. Пиво, понятно, выпили, а крышки побросали в коробку под столом. Потом туда же упали крышки от других бутылок. В какой-то момент их накопилось столько, что выбрасывать стало просто жаль.
Из них и выросла коллекция, в которой все сейчас строго систематизировано — по странам, по алфавиту. Особняком — самые старые крышки, например, от бутылки с пивом, выпущенной на заводе Aldaris в 1937-м. Таких крышек в мире лишь несколько, и на аукционе одна может стоить тысячу евро.
Эксклюзив из Монако и пьяные олени
Цена крышки определяется в зависимости от партии — сколько таких выпустили — и от возраста. Есть, к примеру, крышка, самая обычная на первый взгляд, которая стоит от 1,5 тысячи евро. Речь идет о самой дорогой крышке — от пива, выпущенного в Монако до 1940 года.
Систематизировать коллекцию можно по-разному. Например, можно по знакам с завода: они ставятся на каждой крышке. Или — по рисункам. Те могут быть одинаковыми — от одного международного концерна, но выпущенные в разных странах. На крышке изнутри может быть что-то напечатано, скажем, какие-то фразы, символы, номера той или иной акции.
Жена Игоря Виктория тоже заядлый коллекционер, но только — крышек с изображениями животных. Вот, например, выпущенные к новогодним праздникам — лихие пивные санта-клаусы и олени с игривыми взглядами. И дочь София заразилась от родителей. Пиво она, конечно, не пьет, поэтому коллекционирует крышки от Coca-Cola.
Общаются представители клубов через специальные сайты, где обязательно есть и рейтинг каждого участника, где указывается даже его честность. Иногда ведь как бывает: ты одному выслал крышки, которые он хотел, а он тебе — нет. Крышками коллекционеры обменивают, выставляют на аукционах, заказывают и потом ждут их с замиранием сердца.
Конечно, наши коллекционеры знают всю пивную продукцию в латвийских магазинах. Но, как отмечает Игорь, интересно то, что давно не продается.
Попробуй найди крышку от бутылки пива столетней давности, или хотя бы полувековой, но выпущенной в одной из провинций Германии, причем специально к тому или иному празднику. Таких крышек на всей Земле единицы! А у Игоря есть крышечка от пива местного завода Lacplesis, которое было выпущено 15 лет назад ограниченной партией всего в 200 бутылок.
В советской Латвии крышки были радостнее
Разных латвийских крышек у Игоря около 400 — почти все, какие в стране выпускались, начиная с 1930-х. С одной стороны, тут всегда было немало пивоварен, и продукт хороший варили, но вот крышки были простенькие. В отличие, кстати, от этикеток. Тем, кто их собирает, раздолье: разных латвийских этикеток — более 100 тысяч.
Самые интересные крышки, по мнению Игоря, делают не немцы или чехи, а американцы. Удивительно, но, по словам собеседника, США — вполне пивная держава, где выпускается множество сортов хмельного напитка и почти все с интересными крышками, яркими этикетками, в оригинальных бутылках.
Бывает, и пиво дрянь — в унитаз его выливаешь, а вот крышечка прекрасная, в ней радость жизни, интересный дизайн — и она занимает достойное место в коллекции.
В свою очередь Германия по яркости пивной атрибутики лишь немногим уступает Штатам. Там тоже превеликое множество разных сортов пива — и крышек. Игорь замечает: "У некоторых коллекционеров только немецких крышек более 50 тысяч".
А в Латвии, убежден Игорь, самые интересные крышки были в советское время. Они более жизнеутверждающих цветов, чем те, что стали выпускать в 1990-х. Вернее, в Латвии теперь крышки вовсе не выпускают. Раньше был завод Signum в Елгаве, но он переключился с производства пивных крышек на выпуск дорожных знаков. Сейчас из всех прибалтийских стран делают крышки лишь в Литве, в Шауляе.
Бутылку разбей, а крышку сохрани
С производителями крышек коллекционеры дружат. И на заводах есть осведомители: что вот-вот должно появиться. Так, вскоре латвийская пивоварня Kokmuiza должна выпустить новый сорт напитка. Она этого еще не анонсировала, а коллекционеры уже знают — им в Литве рассказали. Оттуда крышки отправили в Латвию, но пива в продаже пока нет. Его коллекционеры ждут — ночами не спят.
Вообще, наши коллекционеры дружат со всеми прибалтийскими пивзаводами — ради атрибутики. Но и сами нередко помогают заводам. Так, коллекционеры помогли легендарному латвийскому пивзаводу Bauskas alus — когда там делали в дегустационном зале стенд с этикетками всей продукции, выпускавшийся с 1980-х. Друзья Игоря собрали этикетки даже от таких напитков, о которых и на заводе давно уже позабыли.
"Мы сами часто обращаемся на пивоварни за крышками, которые еще не попали на бутылки", — рассказывает Игорь.
Бывают марки гашеные и нет, есть деньги, попавшие в руки, и те, что не уходили дальше монетных дворов, напоминает он.
"Так и с крышками: есть — с бутылок, а есть — прямо с заводов. Последние особенно ценны — потому, что не помяты при открывании. Впрочем, мы и сами открываем бутылки так, чтобы крышки не портить. Я предпочитаю это делать ложкой. А бывало, что и бутылку с пивом разбивали — лишь бы крышка осталась невредима", — делится Борщевский.
История знала и исключительные случаи, когда крышка становилась ценной по особым причинам. На заводе выпускали крышки для нового сорта пива, отправляли их производителю. Но пока крышки везли из одной страны в другую — пивзавод закрылся, неожиданно обанкротившись. Такие крышки, конечно, украшение любой коллекции!