Елена Васильева, Sputnik.
Несколько месяцев назад мировое сообщество расхвалило белорусских олимпийцев за стильные образы в день открытия Олимпиады в Рио. Парадная форма наших спортсменов впервые была отмечена изданием USA Today Sport и вошла в топ лучших. Между тем автор коллекции, белорусский дизайнер Юлия Латушкина, гонорара за работу над коллекцией не получила.
В самом Минспорта утверждают, что с дизайн-студией моды Юлии Латушкиной никаких договорных отношений у министерства "не было и нет". Латушкина пояснила — в министерстве попросту не придумали, как задокументировать помощь дизайнера, прежде у государства не было подобного опыта работы. Латушкина миролюбиво добавляет, что конфликтовать не намерена и переработает сложившуюся ситуацию в бесценный опыт.
Корреспондент Sputnik разбиралась в перипетиях работы художника с чиновниками.
Вам деньги не положены
"К сожалению, Минспорта не расплатилось. Они объяснили, что в стране попросту нет такой услуги — дизайн, за услуги дизайнера государственным предприятиям прежде не платили, и сейчас в министерстве не могут решить, как документально оформить мои услуги", — подтвердила дизайнер.
Она отметила — скандалить с министерством не собирается, просто будет надеяться на то, что услуги художника найдут свое место в документах чиновников.
"Все понимаю: стоимость работы дизайнера на производстве не оплачивается отдельно. Мы же в Zara не платим двадцать долларов за майку и еще пять — за услуги дизайнера, мы оплачиваем стоимость целой майки. Так и здесь — работу выполняли белорусские государственные производства, и цена была сформирована без учета услуг дизайнера, потому как каждое предприятие имеет своих штатных дизайнеров. Прежде госпредприятия с дизайнерами со стороны не работали, и опыта, как провести эти услуги через документооборот, не имеют. У проверок будут вопросы — зачем вы нанимаете дизайнера со стороны, если предприятия имеют собственных", — пояснила Латушкина суть недоразумения.
Дизайнер не разбиралась, на чьей стороне правда. Латушкина пояснила, что она — художник, работать с документацией не любит, и эта ситуация многому ее научила. В будущем дизайнер планирует начинать работу не с эскиза, а с бумаг.
"На собрании, где решался этот вопрос, были представители НОК, который является частично государственной организацией. Когда все вышли, комитет сказал — это непорядочно и неправильно, всякая работа должна быть оплачена. НОК чувствовал ответственность за мое участие в этом предприятии, они сказали, что возьмут ответственность по оплате художественной составляющей на себя", — добавила дизайнер.
НОК пообещал найти способ рассчитаться с художницей. В Министерстве спорта и туризма корреспонденту Sputnik также прокомментировали ситуацию. Из комментария следует, что министерство "никому ничего не должно".
"Размещение заказов на изготовление парадно-гражданской формы для участников XXXI летних Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро Министерство спорта и туризма осуществляло в соответствии с действующим законодательством. В изготовлении экипировки к Играм принимали участие следующие предприятия и организации: ателье ГХУ Управления делами Президента Республики Беларусь — костюмы мужские и женские, блузки женские; ОАО "Свiтанак" — трикотажные изделия (майки мужские и женские, платья); ООО "Управляющая компания холдинга "Белорусская кожевенно-обувная компания "Марко" — обувь (мужская и женская); ОАО "ДШФ "Элиз" — рубашки мужские и галстуки; ОАО "Галантея" — сумки сувенирные (мужские и женские), портфели, ремни, портпледы дорожные. Все договорные обязательства выполнены, никаких претензий по качеству продукции, срокам изготовления и оплаты нет", — пояснили в Минспорта и добавили, что Латушкиной они ничего не должны, так как с ней документов не подписывали.
Что же сделал дизайнер?
Задача дизайнера не только в том, чтобы нарисовать модели формы, но добиться того, чтобы в таком виде она вышла в производство, так что работа над олимпийскими костюмами заняла не один месяц.
"Почти по всем пунктам предлагалась замена: то не было подходящих сумок, то обуви. Пришлось лично приезжать на производство. Раньше это было отдано на откуп представителей министерства. А что они могут сказать на фабрике в ответ на "у нас нет красной кожи для сумок, может, сделаем из черной"? Вот и приходилось выбирать сумки и обувь из того, что есть на складе. А когда приезжаю я и они говорят — нет кожи, я спрошу — что значит нет? Вы в Гатово позвоните. И тут же кожа появляется. Таких моментов было много. Важно, чтобы был человек, который ответственен за то, чтобы довести проект до конца, чтобы спортсмены вышли не просто в красивой форме, но и в обуви нужного цвета", — разъяснила свои задачи дизайнер.
Латушкина подчеркнула, что ни о чем не сожалеет, знает, что сделала максимум возможного, вспомнила, как долго убеждала различные комиссии и настаивала на своей точке зрения.
"Это первая попытка страны работать не с большим предприятием, а с художником. Думаю, все сделают определенный вывод, внесут изменения в документацию. Ведь скоро начнется подготовка к следующим Олимпийским играм, и снова станет актуальным вопрос с формой", — напомнила дизайнер.
Она уверена, что даже Олимпийскую сборную встречают по одежке, и делегация должна выглядеть стильно. Тех же российских олимпийцев, уверена она, запоминают еще и потому, что их парадная форма всегда эффектна.
"Но кроме внешнего вида это и вопрос заработка. Речь не о конкретном художнике, а о заработке для страны. Ведь российская форма продается в аэропортах, то же можно сделать и с нашей. Кто-то захочет магнит, а кто-то — майку", — уверена дизайнер.
Сейчас некоторые элементы формы продаются на спортивных мероприятиях — на "Гонке легенд", например. Латушкина довольна продажами, она изначально делала ставку на майки с орнаментальным принтом, и те не подвели.
"Люди приезжают из других стран и охотно их приобретают. Спортсмен не купит магнит на холодильник, прикольная майка нужнее", — уверена дизайнер.
Латушкина считает, что выполнила свою главную задачу. Она хотела, чтобы спортсменам приятно было носить парадную форму, — так и вышло.
"Пусть не всю — в некоторых элементах некомфортные материалы, а вот майки спортсмены носят всюду. Задача была в том, чтобы сделать форму, которую не захочется прятать в раздевалке, и мне удалось", — резюмировала дизайнер.