Вера Дашкевич, Sputnik.
Парикмахерских в Минске не много, сходу парирует представителя Мингорисполкома соучредитель фирмы — поставщика профессиональной косметики для волос Сергей Пукович.
"Если бы в Беларуси была американская плотность парикмахерских на душу населения, то салонов должно было бы быть в 3-4 раза больше. И цены тогда бы у нас были ниже, если мы говорим про премиальные услуги. А пока наши мастера удивляются, почему в Лос-Анджелесе так дешево постричься и прокраситься", — заметил Пукович.
К мастерам не попасть
Парикмахерских в последние годы, действительно, стало больше: упростилась процедура вхождения в бизнес и появилось огромное количество курсов, которые позволяют освоить ремесло. Но речь идет о количестве, которое пока никак не переходит в качество.
Если бы кто-нибудь рискнул провести опрос, то большинство столичных женщин сказали бы, что найти хорошего парикмахера в Минске — тот еще квест, убежден Пукович, потому что в большинстве случаев стригут либо очень дорого, либо очень плохо.
"То есть, развивая мысль горисполкома, я бы добавил несколько ремарок. В Минске много низкокачественных парикмахерских и не хватает парикмахерских, которые дают высокий уровень обслуживания. А они держат цены. Могу привести пример, у нас есть знакомая, которая работает в одном из минских казино. К ним прилетел ВИП-клиент из Москвы. И среди прочего он попросил записать его в какой-нибудь барбершоп, чтобы его постригли в Минске. Она не смогла это сделать, потому что у них было расписано на 4 дня вперед", — рассказал предприниматель.
В итоге человек, который, в принципе, при желании мог бы купить все минские барбершопы, так и уехал неподстриженный. А все потому, что салонов, способных оказывать качественные услуги, катастрофически не хватает.
Конкуренция заставит учиться
Ничего плохого в том, что в шаговой доступности в спальном районе открываются три парикмахерские, Пукович не видит. Это же конкуренция, борьба за потребителя, выиграть которую можно только качеством и адекватными ценами.
Парикмахеры, кстати, это стали понимать. Когда Пукович с партнером начинали бизнес, столкнулись с проблемой: как продавать им косметику и средства для ухода за волосами, если мастера не умеют с ними работать?
"Если парикмахер не умеет делать супер крутые прически, то продать ему хороший лак для волос невозможно — клиент просто не будет делать у него укладку. Получается замкнутый круг. То же и с окрашиванием. Если не научить хорошо красить, не научить модным креативным техникам, то ты не продашь краску. Потому что клиентка лучше пойдет в магазин, купит какой-нибудь бюджетный вариант, дома ее подружка намажет, и будет тот же эффект, что и в парикмахерской. Но если научить мастеров красить так, что дома никто так не сделает, тогда они пойдут в салон", — объяснил Пукович.
По его словам, в их учебную студию, где показывают и рассказывают, как работать с продуктом, мастера чаще приходят по собственной инициативе, а не по разнарядке руководства салона. Довольно часто такое обучение является бесплатным для парикмахера. Они стали понимать, что конкуренция нарастает и за клиента надо бороться, заметил предприниматель.
Цены на бьюти-услуги будут падать
Парикмахерских будет еще больше и конкуренция будет усиливаться, прогнозирует Пукович.
"Надо понимать: в кризис люди теряют работу. А куда идти? Как вариант, в те сферы, где требуется минимальное усилие на переподготовку. В том числе, в общепит и парикмахерские. Вот как раньше в начале 90-х люди шли на рынок торговать, так сейчас они должны идти в сферу услуг, стричь, делать маникюр, печь печенюшки и продавать", — предположил предприниматель.
Существующие парикмахерские сейчас тоже переживают не лучшие времена. Потери дохода составили от 30% до нескольких раз. Причем больше всех пострадали салоны средней ценовой категории. Дешевые и дорогие своих клиентов особо не растеряли.
Усиливающаяся конкуренция на фоне снижения платежеспособности населения в конечном итоге приведут к снижению цен на услуги, убежден предприниматель.
"Думаю, это неизбежно произойдет. Сыграют оба фактора: и осознание того, что у людей уже не те деньги, которые были раньше, и конкуренция будет усиливаться. Но это та отрасль, куда государству не надо вмешиваться. Рынок расставит все точки над i. А потом придет и понимание, что одного снижения цен недостаточно. Надо повышать качество услуг, и только тогда к тебе придут клиенты", — объяснил Пукович.
Государственная задача
Единственный вопрос, который, по мнению предпринимателя, должен был бы серьезно занимать государство на рынке красоты — это исполнение салонами санитарных требований.
Есть жесткие нормы, есть контроль, но ответственности, понимания, что этим нормам надо следовать, у мастеров, увы, нет. Речь даже не о мелком мошенничестве с заменой шампуня при обслуживании клиентов, когда анонсировали и внесли в счет дорогой, а использовали дешевый. Речь, прежде всего, об обработке инструментов.
"Обработка инструмента, стерилизация — следования этим требованиям не достаточно везде, не только у нас. Но этой сфере надо уделять большое внимание. Причем требуются не какие-то административные решения — любые стандарты можно обойти, проверяющий не может стоять над мастером маникюра, к примеру, с утра до вечера — должна быть большая пиаровская программа, пропаганда ответственного отношения к индустрии, объяснение и для клиентов, и для самих мастеров, что это важно. Нужно менять мышление и отношение к работе", — заметил предприниматель.
А количество салонов и стоимость услуг пусть лучше отрегулирует рынок.