Елена Васильева, Sputnik.
Крупные компании пропагандируют инклюзию буквально в деталях, в случае с Lego — в детальках: в этом году в конструкторе появилась фигурка человека в инвалидном кресле. В Штатах инклюзию используют в политтехнологиях — в рамках предвыборной кампании был снят ролик в поддержку Клинтон, который "можно смотреть без звука": в нем глухонемой американец отдает свой голос за Хиллари.
В Беларуси самой самый нетривиальный ролик социальной рекламы, привлекающий внимание к проблемам людей с инвалидностью, — "Одинаковые мечты". Он был снят год назад, а в главной роли выступила модель с ДЦП Ангелина Уэльская.
Во время круглого стола в Мастерской социального кино собравшиеся, среди которых были и люди с инвалидностью, пытались разобраться, как снимать социальную рекламу и кино, эффективно привлекая внимание общественности к проблеме инклюзии. И главное — какими сами люди с инвалидностью хотят видеть эти рекламные ролики.
В Советском Союзе инвалидов не было
"Врачи советской школы считали, что физически нездоровый человек не может быть здоров психологически, в результате в Советском Союзе почти все инвалиды жили в интернатах. После войны по приказу Сталина инвалидов, которые могли себя обслуживать, свезли в спецучреждения. В стране торжествовал культ здоровья, и он привел к тому, что тема инвалидности игнорировалась и замалчивалась: были воины, ученые, спортсмены, а инвалидов не было", — рассказал корреспонденту Sputnik один из участников круглого стола Александр Ергулевич.
Один из присутствующих рассказал, что инвалидов не было и после распада Советского Союза — одного из его знакомых родственники попросту не выпускали из комнаты, когда приходили гости.
"Ой, я до этого момента жила в мире розовых пони…" — смутилась одна из участниц круглого стола.
"Я бы тоже хотел в мир пони, но я туда фейс-контроль не пройду", — невесело пошутил другой участник.
Социальная реклама позволяет, в том числе, сделать мир "розовых пони" общедоступным, кардинально изменив представление о человеке с инвалидностью. Главное, на чем сошлись во время обсуждения все участники круглого стола, акцент должен быть смещен в сторону признания личностных качеств человека вне зависимости от его физического здоровья, а в фильмах и роликах человек с инвалидностью должен не вызывать жалость, а представать обычным человеком со своими планами и мечтами о самореализации.
О том же еще год назад в одном из интервью говорила и сама Ангелина Уэльская, модель с ДЦП.
"Если кто-то предлагает мне фотосессию с уклоном на выбивание слезы — мы не потакаем. Я не боюсь за свою репутацию. Но очень избирательно отношусь к предложениям. Если я вижу какие-то дешевые приемы, я не берусь за работу", — рассказала девушка.
"Ведь из сломанной руки не делают трагедию"
Пока в группах продумывали сюжеты идеальных социальных роликов, привлекающих внимание к теме инклюзии, корреспондент Sputnik побеседовала с одной из участниц круглого стола, которая посещает инклюзивные курсы в Мастерской социального кино.
"Хотелось бы, чтобы, создавая социальные ролики, авторы делали акцент не на инвалидности главного героя, а на его человеческих качествах. Иначе мы получим или супергероя, или человека, которого зритель будет жалеть, а это не тот образ, который нужно транслировать. Ведь когда человек ломает руку, он также на время теряет некоторую способность, но мы не превращаем это в трагедию. Также и человек на коляске — несмотря на то, что он вынужден принять некоторое ограничение, он находит способ приспособиться к обстоятельствам, не нужно из этого раздувать трагедию", — пояснила участница круглого стола Александра Городникова.
Сама Александра занимается в Мастерской на курсах режиссуры и сценарного мастерства, за это время написала сценарий для нескольких социальных роликов. В одном из них решила абстрагироваться от темы инклюзии и привлечь внимание к проблеме, которая приводит к инвалидности.
"Я решила попытаться искоренить проблему, которая в том числе приводит к инвалидности: среди моих знакомых многие получили травмы из-за нарушения скоростного режима на дорогах. Мой проект будет рассказывать о байкерах, осталось дождаться весны, чтобы можно было начать съемки", — рассказала Александра.
Ланнистер vs цирковой карлик
"Традиционно инвалид в литературе и кино или страшный, или смешной, или деревенский дурачок, или одержим бесами", — обсуждали в одной из групп, и тут же вспомнили альтернативное нетривиальное представление человека с инвалидностью в… сериале "Игра Престолов".
"В сериале есть карлик Тирион Ланнистер, а есть и цирковые карлики. Между ними пропасть: Ланнистер — аристократ, он образован, харизматичен! Прочие карлики попросту страшные", — пояснили ребята разницу.
Итог круглого стола — и офис будущего, в котором с комфортом могут работать люди с разными типами инвалидности, и история об успешной бизнес-леди с инвалидностью, и короткометражка о диджее. Сюжетов достаточно, чтобы дать работу белорусским режиссерам, изнывающим от нехватки годных сценариев.
Что снимают на Западе
Sputnik подобрал несколько роликов, привлекающих внимание к проблеме инвалидности, которые уже получили одобрение зрителя.
Однажды беременная женщина прислала письмо в Национальную организацию помощи людям с синдромом Дауна в Италии. В письме она просила помощи, так как недавно узнала о том, что ее ребенок родится с патологией. Женщина волновалась о том, сможет ли ее ребенок вести нормальный образ жизни. В ответ организация сняла короткий видеоролик, который отправили женщине вместо ответа.
В ролике дети с синдромом Дауна рассказывают своим матерям о том, что, несмотря на болезнь, они все еще могут обнимать их, рисовать для них картины, бежать им навстречу.
Популярную рекламу сняла пивоваренная компания. В ролике инсценирован баскетбольный матч между молодыми людьми в инвалидных креслах. Ролик настаивает — настоящая дружба не обращает внимания на инвалидную коляску.
Еще один ролик собрал в сети больше одиннадцати миллионов просмотров.