МИНСК, 24 ноя — Sputnik. На Международном фестивале современной хореографии в Витебске IFMC пока представили один большой спектакль. Гостевая программа вообще довольно урезана в 2016-ом, потому как работ, которые прошли в закрытый тур конкурса (это центральное событие витебского фестиваля), оказалось довольно много.
22 ноября "Жизель" в исполнении артистов "Киев-Модерн Балета" показали на сцене Большого театра Беларуси, спустя сутки — в Витебске. Корреспондент Sputnik Андрей Козлов побывал на спектакле.
Вместо виллис — девушки из борделя
Байкеры и гопники отрезают какую-либо связь "Жизели" XIX века от "Жизели" Раду Поклитару века XXI. А бордель и падшие девушки расставляют сюжетные акценты непосредственно в спектакле. Что же тогда здесь жизелевского? Кажется, лишь терзания отдельно взятой героини, которая в финале очень плохо заканчивает.
Раду Поклитару после того, как активно показал "Жизель" на родине своего театра в Украине, презентовал спектакль на своей творческой родине, как он любит называть Беларусь. Хореограф по-прежнему верно хранит белорусский паспорт, с тех самых пор, как работал артистом балета в Большом театре Беларуси. И танцевал тогда в том числе и в спектакле "Жизель".
Либретто написано в Голландии, что нетрудно понять
В свою интерпретацию "Жизели" Раду Поклитару смело вводит совершенно новых героев, которые будто бы оставляют зрителю лишь отголосок названия одного из самых узнаваемых балетов в мире, который был поставлен ещё в середине XIX века. Несмотря на такой трюк хореографа-постановщика, спектакль не отдаёт пошлостью. Напротив — он трогает зрителя. Сам же автор признался, что либретто "Жизели" он написал, когда находился в Нидерландах, и шутит, что журналисты после просмотра догадываются об этом сами.
"Жизель" в современной интерпретации любима мировыми хореографами. Выделяют постановки шведа Матса Эка в 1982 году и Бориса Эйфмана в 1997-ом. "Красная Жизель" Эйфмана рассказывает о трагической судьбе балерины Ольги Спесивцевой. Трагизм заключен и в постановке Раду Поклитару. Жизель проходит путь от любви до публичного дома. Ее иллюзии рушатся в тот момент, когда за любовь с ней любимый расплачивается деньгами. Финал — героиня заканчивает жизнь самоубийством, прыгая из окна.
Стерва с человеческим лицом
"Это аллегория, окно как выход. Это дива, которая имеет свой притон. Образ был сложный, нужно было не только показать образ сутенерши, но и личность, которая понимает трагедию Жизели. Как она туда попадала, почему. Моя Мирта — стерва, но с человеческим лицом. Она ведь также была сломлена в молодости. Что сломало? Думаю, даже не разделённая любовь, а неприятие миром того, какая она есть", — пояснил исполнитель одной из главных ролей Мишель Фондю, который исполнил образ Мирты в редакции Поклитару — образ сутенерши.
Герой балета не смог прыгнуть в окно за девушкой. "Это уже говорит о его характере и о том, насколько он её любил", — считает Мишель.
У "Жизели", которая поставлена к 10-летию киевской труппы, есть свой меценат — Людмила Русалина. Этот спектакль стал самым дорогим для "Киев-Модерн Балета", вот только о его стоимости автор не сообщает.