Премьер-министр Словацкой Республики Роберт Фицо побывал на прошлой неделе с официальным визитом в Беларуси. Аналитики отметили, что приезд словацкого премьера — это наиболее статусный визит высшего должностного лица одной из стран ЕС с 2009-2010 годов, когда нашу столицу посещали премьер-министр Италии Сильвио Берлускони и президент Литвы Даля Грибаускайте.
Конечно, в последнее время в Беларусь зачастили многочисленные еврочиновники, бывали также лидеры Франции и Германии, однако в одном случае речь идет о наднациональном уровне отношений Беларусь — ЕС, а во втором Минск был просто местом проведения переговоров по урегулированию конфликта в Украине и о сотрудничестве с нашей страной речь не шла.
В этом контексте приезд Роберта Фицо имеет серьезное значение, так как был посвящен, в основном, именно двусторонним отношениям Минска и Братиславы. При этом в отечественном информационном пространстве мы не так часто слышим о Словакии, что заставляет задуматься об интересах руководства этой страны в Беларуси.
За что Александр Лукашенко благодарил словацкого премьера?
Во время встречи с Робертом Фицо Александр Лукашенко подчеркнул, что в период, "когда было серьезное недопонимание в Европе, Словакия доносила до руководства ЕС истинное положение в Беларуси". Обращаясь лично к словацкому премьер-министру, президент отметил: "Вы сделали немало, чтобы у нас с ЕС были нормализованы отношения. Я вам за это очень благодарен". Получается, что в понимании белорусских властей Словакия выступала своего рода "адвокатом" официального Минска в Евросоюзе и, видимо, "право первой ночи" после снятия санкций досталось Братиславе совсем не случайно.
Между тем так называемая независимая пресса и оппоненты в родной стране постоянно критикуют Роберта Фицо то за "авторитаризм", то за "связь с недемократическими режимами". Премьер-министру вспоминают отказ от участия в различных операциях НАТО, контакты с покойным Каддафи, выражение восхищения кубинской революцией и, что уж совсем недопустимо, поддержку России в ходе грузино-российского конфликта в 2008 году и выражения недовольства по поводу антироссийских санкций.
Но все эти аспекты, в большей степени, представляют собой своего рода кулуарщину, так как понятно, что Словакия, являясь членом ЕС и НАТО, вряд ли в состоянии в одиночку плыть против общего течения. Потому и "поддержка Беларуси", вероятно, была конфиденциальной, так как официально словацкий МИД голосовал солидарно с другими странами ЕС за санкции против нашей страны и точно так же выступал за их отмену, когда такое решение было принято в главных столицах Евросоюза.
Интересен также тот факт, что нынешний министр иностранных дел Словакии Мирослав Лайчак был одним из разработчиков антибелорусской политики в период своей работы в Брюсселе в структуре Европейской службы внешних действий, однако, вернувшись на родину, занял более взвешенную позицию в отношении официального Минска. Другой словак, предшественник Лайчака на посту главы МИД, Павол Демеш и вовсе долгие годы находится в авангарде борьбы с "белорусской диктатурой", причем не только словом, но и делом, так как возглавляет отделение американского Фонда Маршалла в Германии, где кормятся наиболее радикальные "змагары" из Беларуси. Примечательно, что Демеш, неоднократно заявлявший о неминуемом "крахе режима" и высказывавшийся весьма оскорбительно в адрес первых лиц белорусского государства, также посетил Минск в эти дни и, видимо, "кровавый режим" не счел его присутствие угрозой национальной безопасности.
Таким образом, понятно, что словацкая внешняя политика весьма многогранна и отражает внутреннюю политическую сцену страны, где явного перевеса нет ни у одной партии. Тем не менее, белорусское руководство в своей традиционно прагматичной манере "кто старое помянет, тому глаз вон" пытается выстраивать отношения со словаками, особенно с теми кругами, кто стремится отстаивать собственные национальные интересы, не особо заплывая за буйки общих установок Евросоюза. Естественными партнерами Минска в этой связи выступает как сам Роберт Фицо, так и политики из возглавляемой им партии "Направление — социальная демократия", контролирующей около 30% мандатов в словацком парламенте.
Контуры экономического сотрудничества
По итогам визита официально объявлено о том, что стороны намерены сотрудничать в области атомной энергетики, фармацевтики и нефтехимии, запланированы к проведению заседание межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству, а также форум предпринимателей двух государств. Интересно, что у Беларуси и Словакии уже есть двусторонние деловые форматы, такие как смешанная комиссия по международному автомобильному сообщению и рабочая группа по сотрудничеству в области машиностроения. Однако показатели взаимного товарооборота весьма скромные и составляют 169,7 млн долларов по итогам 2015 года с незначительным плюсовым сальдо для белорусской стороны.
То есть понятно, что потенциал для дальнейшего расширения взаимодействия есть, интенсификация сотрудничества выглядит вполне логично, особенно с учетом определенной схожести экономик двух стран и планов Беларуси по запуску собственной АЭС. Словакия имеет развитую атомную энергетику (2 станции, 4 энергоблока), которая находится в собственности государства и направляет на экспорт порядка 80% от производимой электроэнергии. Обсуждение всех возможных вариантов кооперации со словаками, включая бартерные сделки, весьма важно в контексте планов Литвы "не допустить" экспорт белорусской электроэнергии в Европу. Словацкий интерес может состоять в использовании перерабатывающих мощностей Беларуси для сохранения позиций на российском рынке, так как только за 2015 год российско-словацкий товарооборот снизился более чем на 30%, а потери словацких экспортеров составили более 600 миллионов евро.
Еще одним немаловажным фактором, подталкивающим Минск и Братиславу к сотрудничеству, является нахождение двух государств в орбите интересов Китая в процессе реализации планов проекта "Экономический пояс шелкового пути". О белорусских проектах КНР и связях Минска с Пекином известно многое, однако и в Словакии китайцы наращивают свое присутствие, о чем свидетельствует, например, 4-ое место КНР в общей структуре словацкого импорта.
В целом, впереди у Братиславы и Минска непаханое поле для развития сотрудничества, где сдерживающим фактором, безусловно, является членство государств в конкурирующих интеграционных и военных блоках, однако дипломатия — это искусство компромисса, потому продолжим следить за реализацией белорусско-словацких проектов.