Геворг Мирзаян, политолог, доцент Финансового университета при правительстве РФ специально для Sputnik Беларусь.
В Советском Союзе бытовал анекдот о методах общения дипломатов. Если дипломат говорит "да" — это значит "может быть", если дипломат говорит "может быть" — это значит "нет", если дипломат говорит "нет" — значит, это не дипломат (если, конечно, речь не идет о "человеке-нет" — министре иностранных дел Громыко).
Действительно, дипломатический язык имеет свои тонкости и правила, поэтому всегда нуждается в грамотном переводе на нормальный. Например, фраза наподобие "мы достигли высокого уровня понимания и намерены продолжить диалог", сказанная после переговоров, означает, что дискуссии оказались безрезультатными и стороны практически ни в чем не продвинулись.
Если же по итогам переговоров стороны констатируют отсутствие результатов, то это означает, что дискуссии проходили в скандальной манере и фактически были сорваны. Именно это и произошло на "нормандской встрече" в Минске между министрами иностранных дел России, Франции, Германии и Украины.
Главы дипведомств стран — членов Евросоюза попытались хотя бы сделать хорошее лицо при плохом результате. "Мы все еще далеки от политической договоренности, которая подготовила бы почву для местных выборов в регионе", — сказал немецкий министр Франк-Вальтер Штайнмайер. Однако российский министр Сергей Лавров и его украинский визави Павел Климкин не стеснялись в критике произошедшего.
"На рабочем уровне пока не получается даже согласовать последовательность шагов, прежде всего в сфере безопасности и политических реформ, которые должны состояться, — заявил Лавров. — Имеется в виду закон об особом статусе отдельных районов Донбасса, его закрепление на постоянной основе в Конституции Украины, амнистия и проведение местных выборов. Шаги, которые необходимо предпринять для того, чтобы подготовить все эти реформы, мы увязываем с шагами в сфере безопасности. О последовательности этих действий и шла речь".
Климкин — писатель, а не читатель
Препирательства по поводу последовательности возникают не из-за того, что стороны по-разному трактуют минские соглашения. Москва, в общем-то, не против, чтобы вопросы безопасности шли перед вопросами политического урегулирования просто на основе того, что они стоят в первых статьях "Минска". Проблема в том, что Украина выступает за переписывание статей соглашения. В частности, за отказ от формулировки "утром пересмотр государственного устройства Украины, а вечером переход границы между республиками под контроль Киева".
"Без перекрытия границы со стороны ОБСЕ движения вперед быть не может", — говорит Климкин, прекрасно понимая, что лишение Донецка и Луганска контроля за своими участками границы является ударом по их суверенитету и возможностям экономического выживания.
Кроме того, Украина хочет дописать "Минск" — например, ввести в Донбасс вооруженных наблюдателей ОБСЕ. Шаг, на который не согласна даже сама Европа (не желающая подставлять своих граждан под "несуществующие" для Запада обстрелы донбасских городов и позиций ополченцев со стороны украинских военных). "Ни о каких военизированных миссиях ОБСЕ или какой-либо другой структуры, о чем периодически говорят в Киеве, никто даже не помышляет", — сказал российский министр.
Однако попытки Кремля объяснить украинским партнерам правила игры порождают лишь дополнительные обвинения. "То, чего хочет российская сторона — это фактически легитимизировать свой протекторат или колонию в Донбассе, не совершая шагов по передаче контроля над территорией оккупированного Донбасса международному сообществу, ОБСЕ, не совершая шагов по улучшению безопасности, не осуществляя гуманитарные шаги", — говорит министр Климкин.
Легкий паникер
В Донбассе призывают Киев перейти от саботажа "Минска" к диалогу. "Мы надеемся, что Украина наконец оставит свои бесплодные попытки переписать "комплекс мер", меняя последовательность выполнения пунктов и перекладывая ответственность на третьих лиц, и приступит к конструктивному диалогу в минском формате", — заявила и.о. министра иностранных дел ДНР Наталья Никонорова.
Собственно, руководство ДНР считает, что нынешнее поведение украинских властей объясняется конъюнктурными внешними факторами. В США и Европе "сейчас легкая паника и общая неразбериха. Указания Киеву временно не поступают, и поэтому Киев просто "морозит" процесс", — уверен Александр Захарченко.
Однако лидер ДНР не совсем прав. Во-первых, потому, что Киев начал "морозить" Минский процесс не сейчас, а на следующий же день после его подписания — ведь выполнение соглашений означало бы федерализацию Украины, к чему нынешние власти не готовы. В идеале, конечно, Киев хотел бы сорвать "Минск", но Москва никак не давала такой возможности — войска в обмен на обстрелы не вводила, перевороты и блокады не устраивала, людей не похищала.
Во-вторых, потому, что паника и неразбериха сейчас царят не только в Европе и США, но и в Киеве. Пришедший к власти "Дональд Грозный" намерен всерьез приструнить "боярскую вольницу" в лице союзников и партнеров США, а одними из самых распоясавшихся и при этом бесполезных является Петр Порошенко "с дружиной".
И дело тут не только в том, что украинская власть лично оскорбляла нового хозяина Белого дома. Курс Порошенко на заморозку и срыв Минских соглашений категорически не устраивает Дональда Трампа, желающего развязаться с Украиной и сконцентрировать все усилия на Восточной Азии. А к сожалению для Петра Алексеевича, сменить курс он не может по внутриполитическим причинам.
Хотя, если бы Порошенко смотрел в будущее, ему бы стоило рискнуть. Ведь нынешний курс — по инерции на продолжении "заморозки" — лишь еще больше осложнит отношения украинского лидера с новым хозяином Белого дома. С другой стороны, украинский президент мог бы объявить досрочные выборы в Раду, провести (при помощи Запада) в парламент вменяемых людей и через выполнение "Минска" постараться вернуть себе статус вменяемого партнера по переговорам — как для США, так и для России. В этом случае сохранение у власти удобного для обеих сторон человека могло бы стать частью возможной будущей пакетной сделки между Москвой и Вашингтоном по Украине.
Нью-Хельсинки?
Куда более дальновидным лидером является "Батька" северного соседа Украины — Беларуси. Александр Лукашенко уже набрал бонусы за счет предоставления площадки для переговоров по Украине, а теперь — новый тренд. Белорусский лидер заявил, что "необходимо запустить миротворческий Минский процесс для урегулирования отношений между Востоком и Западом, аналогично Хельсинкскому процессу, который в итоге привел к созданию ОБСЕ". И, естественно, предложил Минск в качестве площадки для таких переговоров.
Глава представительства ЕС в Беларуси Андреа Викторин сообщил, что страны — члены ЕС "обсудят эту идею".
Вот только проблема для Лукашенко в том, что процесс нормализации российско-европейских отношений может пойти не в виде больших конференций — много участников создают много проблем и препятствий. Гораздо эффективнее (и интереснее для Москвы) видится иной вариант — в виде двусторонних переговоров с Трампом, Фийоном, Ренци и другими лидерами, принимающими решения, — без участников из некоторых стран Восточной Европы.
Другое дело, что всем известная и удобная белорусская столица может как раз стать местом для этих встреч. Так что Минску стоит ждать новых гостей.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.