На экраны кинотеатров в четверг выходит новый фильм Сарика Андреасяна "Землетрясение". Сюжет картины разворачивается вокруг нескольких героев, оказавшихся в Армении 7 декабря 1988 года — в день, когда произошло мощнейшее землетрясение, из-за которого погибли 25 тысяч человек, а еще десятки тысяч были ранены.
Перед Андреасяном стояла сложная задача — как рассказать о, по сути, характерообразующей трагедии в истории Армении? Сам режиссер отмечал: художественных фильмов про землетрясение снято не было, только документальные. Возможно, причина тому — вовсе не нежелание продюсеров и режиссеров, а страх впасть в излишнюю сентиментальность или недостоверность.
Все же "Землетрясение" вышло безумно сентиментальным фильмом — такие наделяют эпитетом "щемящий". Развитие сюжета, диалоги и музыка — все не просто способствует появлению слез на глазах ошеломленных зрителей, но даже специально на это направлено. С этой задачей (вызывать эмоциональную реакцию) создатели ленты справились максимально — пусть и порой достаточно жесткими методами. Зрителю часто устраивают настоящую "встряску" — то от героизма маленького мальчика и его раненной матери (Марии Мироновой), то от сцены с детьми в гробах. А что может быть страшнее и сильнее детских гробов? Словом, сплошная атака на слезные железы.
Уже к половине фильма зал дружно всхлипывает, а зрители даже не замечают слабые места картины. К ним можно отнести сценарий — чрезмерно пафосные и ненастоящие диалоги, надуманные мотивации героев и лубочный сюжет. Игра актеров, даже небезызвестного Константина Лавроненко, иногда может вызвать большие вопросы. Про спецэффекты говорить даже неловко — понятно, что бюджет "Землетрясения" составил всего 206 миллионов российских рублей, но нарисованные разрушения выглядят зачастую смешно.
С другой стороны, "Землетрясение" — лучшее из всего, что пока снял Андреасян ("Мамы", "Ограбление по-американски" и "Служебный роман. Наше время"). Возможно, он только нащупывает правильный (или же свой) путь в кинематографе.
В итоге "Землетрясение" вышло отнюдь не шедевром — "Оскар" бы картина точно никогда не получила. Но со своей задачей картина может справиться — рассказать целому поколению о том, что же произошло 7 декабря 1988 года, ведь в странах бывшего СССР выросли миллионы людей, которые даже не слышали об этой трагедии.
Возможно, на выходе из кинозалов молодые зрители, вытирая скупые слезы на глазах, будут говорить друг другу: надо посмотреть документальные хроники и прочитать об этом в "Википедии". Если это будет так — тогда фильм можно считать удачным.