Республиканский педагогический совет проходил в Минске в среду и четверг. В последний день работы педсовета на нем выступили президент Беларуси Александр Лукашенко и глава Министерства образования Игорь Карпенко.
В ходе выступления министр обозначил векторы развития сферы в ближайшие годы. Sputnik приводит основные поднятые Карпенко темы.
Перейти на всеобуч
"В стране созданы все условия для перехода на обязательное общее среднее образование. Есть государственный запрос на квалифицированного хорошо образованного специалиста", — пояснил необходимость перехода к обязательному всеобщему образованию министр.
По словам Карпенко, в Кодексе об образовании" заложен законодательный коридор" для новации, а на всеобуч есть и общественный запрос.
Смотреть не на ЦТ, а на личность
"Качество образования не должно измеряться результатами централизованного тестирования (ЦТ) предметных олимпиад или получением мест в гимназиях. Образование должны оценивать по уровню личностного и социального развития каждого ученика", — заявил Карпенко.
Министр отметил, что готовить надо не "отдельных элитных учащихся, а помочь всем".
Ужесточить требования к гимназиям
В Беларуси сегодня 15 видов учреждений общего среднего образования, из них больше всего вопросов у министра вызывают гимназии.
"Из двух сотен на слуху несколько десятков. Предлагаю ужесточить требования к качеству образования в гимназиях с учетом профилизаций", — заявил он.
По словам министра, профилизацию следует связывать не со вступительным экзаменами в гимназию, а с осознанным выбором школьником профессии. "А это возможно в более старшем возрасте. Поступление в гимназию сегодня — не желание ученика, а амбиции его родителей", — заявил министр.
По словам Карпенко, обычные общеобразовательные школы имеют "такое же право на дальнейшее обучение одаренных учащихся".
Лицеи уберут, оставят колледжи
Убрать лицеи из системы профессионально-технического образования и сохранить лишь колледжи — предложение Минобразования в сфере ПТО.
Также министр призвал повышать интерес к рабочим специальностям за счет активного вовлечения детей в шестой школьный день.
Провести оптимизацию университетов
Как напомнил Карпенко, в Беларуси 28 вузов готовят по экономическому профилю, 17 — по юридическому.
"Необходимо провести оптимизацию с учетом профиля университетов, кадрового потенциала и базы", — заявил министр.
Карпенко вновь подчеркнул недопустимость дублирования подготовки по одним и тем же специальностям — не только в вузах, но и ссузах.
Призвал пересмотреть требования министр и к заочной форме получения образования, а в докторантуру решено принимать только по целевому направлению на основе грантов.
В вузах также необходимо расширить количество специальностей на английском — для экспорта образовательных услуг, уверен министр. Как и расширять изучение китайского языка.
Вместо выпускных экзаменов — еще один тест
Благодаря введению централизованного тестирования в Беларуси удалось исключить коррупцию, напомнил Карпенко.
"В то же время опыт показал определенное несоответствие между средним баллом аттестата и результатами централизованного тестирования. Наверное, не зря идет полемика по возвращению к пятибалльной системы оценок", — высказался министр.
Кроме того, добавил он, "время диктует необходимость изменить понимание выпускного экзамена за курс средней школы". После 11-го класса вместо экзаменов дети будут сдавать общеобразовательный тест, а после девятого класса экзамены будут независимыми.
При поступлении — собеседования
Среди предложений министра — изменить механизм проведения вступительной кампании.
"Для отдельных специальностей необходимо проводить специальные собеседования до подачи в вуз. Позитивный пример — собеседование для педагогических специальностей. По некоторым специальностям — введение внутренних экзаменов при поступлении", — отметил Карпенко.
Добавить больше технологий
Чиновники хотят рывка в создании информационно-образовательного пространства. В пример приводят Россию, которая придет к этому в течение двух лет.
Среди ожиданий — оснащение школ высокоскоростным интернетом, введение электронных дневников и журналов и другие новации.
Кроме того, власти хотят видеть в образовании больше современных технологий — включая дополненную реальность.
Разобраться с репетиторами
Министр уверен, что педагог — ключевая фигура в образовании, а статус в обществе во многом определяется личностью учителя.
"Можно ли говорить об уважении к своей профессии у так называемых репетиторов", — задался вопросом Карпенко.
По словам министра, многие учителя заинтересованы теперь не в проведении поддерживающих уроков, а в занятиях репетиторством — в том числе и вовлеченные в школьный образовательный процесс детей педагоги и подготовку их к вузам. "А это завуалированная форма коррупции", — отметил министр.
По решению властей в трудовые контракты учителей будет внесена норма о том, что педагоги должны будут информировать нанимателей о деятельности в качестве репетиторов.
И заняться воспитанием
"Необходимо поднять на новый уровень воспитательный потенциал", — призвал Карпенко.
По словам министра, каждый урок имеет огромный воспитательный и идеологический потенциал, а эффективность реализации — в руках педагога. Призвал он искать новые подходы в воспитательном процессе.
Для этого Карпенко хочет возродить "лидирующие роли" БРСМ, пионерии, студенческих организаций. Необходимо отказаться от формализма и "наполнить деятельность реальными делами", уверен министр.
По словам Карпенко, незаслуженно забыты "коллективные творческие дела", а новый импульс надо придать школьному и студенческому спорту, волонтерскому и тимуровскому движениям.
Изменятся ли экзамены в Беларуси, сократят ли набор в вузы и вернется ли страна к пятибалльной системе оценок? В четверг в 19:00 смотрите на сайте и социальных сетях Sputnik обсуждение итогов педсовета с известным преподавателем Евгением Ливянтом.
Свои вопросы ведущим и Ливянту, а также комментарии и мнение о реформе образования оставляйте в комментариях и наших аккаунтах ВКонтакте, в Одноклассниках и Facebook.