Проект реставрации объекта культурного наследия "Партеры центральной аллеи ВДНХ" разрабатывался бюро "Архитектура живой формы" и прошел все необходимые согласования. Но именно Коровянский как архитектор оказался в эпицентре дискуссии в соцсетях, устроенной блогерами, недовольными проектом.
Отметим сразу, что общался дизайнер охотно, отвечал даже на не самые лицеприятные вопросы.
Возвращение к корням
– Андрей Сергеевич, скажите, пожалуйста, о Вашем видении образа ВДНХ.
– Очень интересно. Но это неверный вопрос. У меня, как у любого профессионала, – "образа виденья" не может быть для этого объекта. Ведь ВДНХ – это узаконенный объект культурного наследия Российской Федерации, где есть принятый предмет охраны, где жестко должны действовать нормы охраны культурного наследия. По закону РФ на этой территории возможна только реставрация. О каком "виденье" или "фантазии" может идти речь?
– О Вашем видении озеленения, например. Многих волнует вопрос: откуда взялись деревья с квадратными кронами, почему возникло именно такое решение?
– Очень просто. Берутся фотографии данного участка и анализируются принятые в разное время цветники – по составу, по рисунку, по стоимости. К примеру, в 1939 году использовали растения-экзоты, которые не могли прижиться – пальмы, чайные плантации, персики, бамбук… И далее, до 1958 года, на цветники денег не жалели. Цветники были пышные, уникальные, но безумно дорогие.
– А почему убрали голубые ели?
– Их не убрали, а заменили. Об этом неоднократно говорили: будет замена. Однако истеричные блогеры и частично журналисты решили на этом сыграть.
Фактически интернет бушует по этому поводу.
– Ели выродились, некоторые представляли угрозу падения, некоторые просто потеряли декоративный вид, стали выглядеть в противоречии с первоначальным замыслом. Замены деревьев – это нормальная практика. И надо было сделать это ранее, чтобы не допускать трагических последствий.
(В подтверждение своих слов Андрей Коровянский отправляет мне картинки с изображением покосившихся, облезлых елок. Вот, мол, ваши голубые ели!)
– Посмотрите на их внешний вид! Обратите внимание на то, что у многих верхушки или изменены, или иссохли. Это означает, что соки уже не доходят до верха в полной мере – это одна из показательных причин болезни и вырождения дерева.
– Так может, можно было вылечить, а не рубить?
– Если бы деревья не стояли на пафосной и видовой перспективе главного социалистического дворцового ансамбля, они могли бы остаться. Но тут все-таки другая среда и другие требования к стилистическому образу.
(Андрей Коровянский пересылает мне еще несколько изображений. Это – панорамы ВДНХ разного времени.)
– Как видите, елей нет нигде… И тут что интересно? Когда Хрущев во время визита в США посетил выставку в Чикаго, он дал распоряжение быстро переделать "сталинское" ВДНХ в нечто более новое, более современное. И тогда произвели очень варварскую переделку: на сталинские павильоны надели новые футляры, с креплением прямо через скульптурные барельефы.
Работы делались, естественно, без реставрационной документации. Однако обновленная выставка все-таки не произвела должного эффекта на американского президента. Хрущев разозлился и сильно урезал финансирование ВДНХ. И чтобы хоть как-то держать озеленение, решили высадить голубую американскую ель новой селекции. Однако как будет вести себя эта новая селекция во взрослом состоянии, как будет реагировать на изменение экологии, естественно, не знали.
И вот как выглядела выставка во времена Хрущева! Это знаменитый цветник "Каменный цветок".
(Мой собеседник пересылает еще одну фотографию – это куцая лужайка с сиротливыми клумбами круглой формы.)
– Ужас какой-то!
– Но кто-то может сказать, что и это – исторический цветник!
Минск – не "ампирный" город
– Вы родом из Минска. А это – строгий город с широкими прямыми проспектами. В чем-то даже – олицетворение сталинского ампира…
– Это со стороны так видно Минск?
– Ну, да. Может быть, и субъективное впечатление, конечно.
– Извините, вряд ли Минск – "сталинский" город… И тем более, ампира в нем крайне мало. Минск – сборная солянка стилей. Но в нем есть главное – дух спокойной аккуратности.
– А какие места, по-Вашему, в наибольшей степени выражают эту аккуратность?
– Площадь Победы, набережные Свислочи, Слепянская водная система, Верхний Город, проспект Независимости.
– Как Вы оцениваете состояние павильона Республики Беларусь после реставрации?
– Реставрация выполнена, но павильон пустой… Я искренне считаю позором страны продавать там носки и колбасу. Поэтому я обратился в Администрацию президента Беларуси (как главный архитектор и научный руководитель реставрации озеленения и этой территории также) с предложением провести там выставки наших белорусских архитекторов, дизайнеров и скульпторов.
Это предложение было рассмотрено на Совете министров и нам дали возможность выставиться бесплатно. Сейчас Союз Дизайнеров Беларуси медленно и, надеюсь, верно готовит экспозицию.
Место для прогулок
На следующий день корреспондент Sputnik отправился на ВДНХ и никакого ужаса (как пишут блогеры) не увидел.
Среди квадратных деревьев гуляют люди – дети, пенсионеры, любовные пары. Никого прямоугольные кроны не пугают.
Новые цветники, в принципе, тоже сообщают гуляющим если не веселое настроение, то радуют глаз яркими красками.