МИНСК, 23 ноя — Sputnik. Бюджет 2018 года будет сформирован исходя из цены на нефть в 43 доллара за баррель, об этом стало известно во вторник из доклада белорусского правительства, Нацбанка и облисполкомов президенту Беларуси.
До настоящего времени у белорусских экономистов не было четкого понимания того, какие параметры будут заложены в бюджет будущего года. В то же время обсуждалось, что за основу будут взяты цена на нефть в 45-50 долларов за баррель, хотя некоторые оптимистично настроенные эксперты нефтяного рынка отмечали, что это может быть и 60 долларов за баррель. Такие выводы аналитики делали на основе текущей ситуации на нефтяном рынке.
Однако, как во вторник проинформировал главу государства премьер-министр республики Андрей Кобяков, в основу бюджета будет положена цена на нефть в 43 доллара за баррель, а курс доллара составит немногим больше 2 белорусских рублей или 62,3 российского рубля.
Что будет с нефтяными ценами?
В конце минувшего года, после обвального падения цен, мировой рынок нефти наконец показал умеренный оптимизм: цены выросли почти до 42 долларов за баррель, а по итогам первого полугодия этого года превысили 50 долларов за баррель. В этом году, как ожидают эксперты, среднегодовая цена нефти марки Brent составит около 55 долларов за баррель, и главная заслуга в этом будет принадлежать недавнему взлету цен.
Сейчас на мировых рынках нефть марки Brent торгуется по цене около 60 долларов за баррель, при этом белорусские НПЗ, которые перерабатывают российскую нефть марки Urals, платят за нее на 1-2 доллара за баррель меньше.
В том, что для Беларуси цены на российскую нефть вплотную приблизились к мировым, заслуга, прежде всего, налогового маневра в нефтяной сфере, который РФ осуществляет с упорной последовательностью с 2015 года. За это время для Минска российская нефть подорожала в среднем на 100 долларов за тонну, и белорусские власти неоднократно выражали обеспокоенность в связи с этим: маржа нефтепереработчиков стремительно сократилась, и Беларусь уже почти два года как перестала быть "нефтяным офшором". Хотя экспорт нефти и нефтепродуктов продолжает оставаться основным донором белорусского бюджета.
Все это говорит о том, что тенденции мирового рынка нефти в полной мере отражаются и на белорусских реалиях.
Здесь стоит вспомнить, что мировое подорожание нефти началось после картельной сделки ноября 2016 года, когда страны ОПЕК и Россия договорились снизить добычу. Это соглашение, называемое ОПЕК+, вступило в силу с января 2017 года и будет действовать весь первый квартал 2018 года.
За время действия соглашения мировые цены на нефть выросли примерно на 25%, и есть основания полагать, что цена в 60 долларов за баррель продержится весь этот период.
Однако сейчас, когда цены на нефть стабилизировались, многие мировые компании заявляют, что соглашение ОПЕК+ может быть расторгнуто: ограничивать добычу нефти в таких ценовых условиях нет смысла. При этом обсуждается возможность пролонгации действия соглашения до конца 2018 года.
Как ожидается, 30 ноября в Вене страны ОПЕК могут одобрить план стратегии по выходу из соглашения.
В этом случае эксперты ожидают, что цены на нефть поднимутся к отметке в 65 долларов за баррель, затем рынок начнет приходить к равновесию спроса и предложения, и цены в ближайшие несколько лет вряд ли поднимутся до этой отметки. Поскольку более высокие цены будут стимулировать США наращивать добычу сланцевой нефти, и, с другой стороны, подталкивать страны ОПЕК+ прекратить действие картельного соглашения.
Таким образом, рассчитывать на то, что "нефтяной драйвер" будет долгим, Минску, скорее всего, не приходится, и осторожная цифра в 43 доллара за баррель, легшая в основу бюджета, становится понятной: это не пессимизм властей, а здравый взгляд на ситуацию.
Сколько мы заработали?
Пока цены на нефть росли, Беларуси удалось существенно заработать на этом.
Как сообщил во время доклада президенту премьер-министр Кобяков, по итогам года доходная часть республиканского бюджета ожидается в размере на 1 миллиард рублей больше, чем планировалось.
Рост доходов Кобяков объяснил тем, что бюджет рассчитывался исходя из цены на нефть в 35 долларов за баррель, тогда как среднегодовые цены на нефть уже превысили 50 долларов. Таким образом, вырос объем поступающих в бюджет нефтяных пошлин.
Согласно данным госстатистики, за январь-сентябрь 2017 года Беларусь поставила за пределы страны 9,1 миллиона тонн нефтепродуктов на 3,9 миллиарда долларов. И если в физическом выражении объем экспорта сократился на 17%, то в стоимостном выражении произошел рост на 19%.
Что касается экспорта сырой нефти, то и здесь произошел рост валютной выручки – на 29,2% до 382 миллионов долларов, при том что физические объемы экспорта выросли только на 0,2%.
Между тем, высокие цены на нефть делают более дорогим и ее импорт. Так, по данным Белстата, импорт нефти из РФ снизился на 12,6% до 12,1 миллиона тонн, стоимость импорта составила 3,36 миллиарда долларов и выросла на 14,3%.
Тем не менее, нефтяное сальдо пока складывается для Беларуси положительным, и это объясняет тот факт, что в четвертом квартале этого года Минск запросил для переработки из РФ не 6 миллионов тонн (100% загрузка НПЗ), а всего лишь 4,5 миллиона тонн.
Когда согласовывались планы по импорту на октябрь-декабрь, в концерне "Белнефтехим" поясняли, что считают такие объемы экономически обоснованными, и отказывались от других комментариев. Однако теперь доступная госстатистика эти цифры объясняет.
Сколько Минск получит нефтяных пошлин?
Рассчитанный из цены в 35 долларов за баррель бюджет-2017 предполагал, что по итогам года в бюджет поступит немногим менее 500 миллионов долларов нефтяных пошлин. С учетом роста цен на нефть следует ожидать, что теперь эта сумма будет больше.
Кроме того, не следует забывать и о том, что в 2017 году Минск получил право перечислять в свой бюджет пошлины от растаможивания шести миллионов тонн российской нефти.
Белорусские эксперты оценивают в текущем году объем нефтяных пошлин, которые пополнят белорусский бюджет, более чем в 1 миллиард долларов.
Таким образом, в ближайшее время цена на нефть вряд ли станет тем глобальным фактором, который принципиально повлияет на состояние белорусской экономики.
В 2018 году Беларусь так же, как и в нынешнем, сможет оставлять в своем бюджете пошлины от растаможивания шести миллионов тонн российской нефти, а, следовательно, суммарно сможет рассчитывать на примерно такой же или несколько больший объем экспортных пошлин в своем бюджете.
Но здесь стоит учитывать, что на 2018 год обязательства Минска по внешнему госдолгу составляют порядка 3,4 миллиарда долларов, что ненамного больше этого года.
Вместе с тем, в 2017 году Беларусь за счет выпуска евробондов и привлечения российских кредитов суммарно привлекла 1,4 миллиарда внешних займов и подошла к порогу долговой нагрузки.
Вряд ли белорусские власти рассчитывают в 2018 году на такой объем заимствований. Следовательно, в следующем году нефтяные пошлины хотя и будут крайне желательными для бюджета, не смогут решить всех проблем экономики и финансов страны.